Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Рассмотрим теперь поведение человека при решении задачи, когда он анализирует возможности прямой, обратной и совмещенной стратегии.

Задача заключается в том, чтобы найти, каким образом можно принести из реки ровно 6 л воды, если для измерения ее имеются только два ведра - одно емкостью 4 л, а другое 9 л.

Что дано? Два ведра емкостью 9 л и 4 л. Емкости не имеют горизонтальной шкалы измерения.

Сформулируем вопрос иначе: возможно ли получить какой-нибудь другой объем, чем 4 л и 9 л? Мы используем эвристическое правило: если не удается решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную и вынести из этого что-нибудь полезное. Так мы начинаем отливать и переливать, что позволит получить 5 л или 8 л. Мы действуем, как обычно действуют большинство людей:

работаем от начала к концу, от исходного положения к цели. После многократных попыток можно случайно найти решение.

Более подготовленный человек не станет тратить время на эти попытки, а сразу начнет работать от конца к началу. Что неизвестно? Что от нас требуется? Представим, что задача решена, т.е. будем исходить из того, что требуется сделать, и считать, что искомое уже найдено:

Теперь выясним, из какого предшествующего положения можно получить желаемый результат. Очевидно, что если бы мы имели следующее положение:

то могли бы отлить Зли получить решение.

Значит в этом вся идея! Правильно оценив значение этого шага, мы фактически в общих чертах уже имеем план решения. Эквивалентными будут положения:

Таким образом, все три последних положения приводят следующими шагами к решению. Но как их получить, если раньше они не встречались? Следующее положение диктует нам план:

1. Емкость в 9 л заполняем полностью.

2. Емкость в 4л пустая.

3. Из емкости в 9 л во вторую емкость отливаем 4 л и выливаем в реку.

4. Действия п.3 повторяем еще раз. В результате действий п.3 и п.4 в большей емкости остается 1 л, который переливаем в меньшую емкость.

5. Емкость в 9 л снова заполняем полностью.

6. Из емкости в 9 л отливаем ровно 3 л в меньшую, где уже есть 1 л. В большей емкости осталось 6 л.

Так, рассуждая от конца к началу, можно составить план, реализации которого приводит к решению.

Что такое решение задачи? Каждый человек имел дело с задачами, и, не задумываясь, скажет, что означает «решить задачу». Но ответы будут не одинаковые. Один скажет: решить задачу, значит ответить на заключенный в ней вопрос, определить неизвестное; другой - решить задачу, значит провести те преобразования, которые в итоге дадут значение неизвестного; третий: решить задачу- значит догадаться, какие нужны преобразования для получения значения неизвестного. Собранные вместе, эти формулировки напоминают нечто вроде «дома, который построил Джек»: каждая из них, повторяя предыдущую, вносит в нее добавление.

Сравним теперь эти высказывания друг с другом по существу.

В первом и во втором высказываниях понятие «решение задачи» используется в различных значениях: одно из них имеет в виду результат решения, а второе - процесс получения этого результата.

Первое высказывание о потенциальном решении, второе - об его актуализации (потенциал - возможность, наличные силы и знания, могущие быть использованными при решении задачи; актуальность - совокупность реальности и необходимости). Поскольку это взаимосвязанные вещи, их и называют одним словом, значение которого определяется контекстом. В первом случае мы говорим: решение будет получено, а во втором: решение выполняется.

Решение задачи носит, как мы установили, двухфазный характер - составление плана решения (поиск решения) и реализация. Человеческому мышлению присущи такие формы функционирования (функция - совершенствование, исполнение), в которых осуществляется планирование действий в соответствии с наличной проблемной ситуацией. Мышление также адаптирует план деятельности к возможным изменениям проблемной ситуации, осуществляя интерполяцию (в широком смысле - внесение изменений в первоначальный материал). Такое планирование требует сформированности логически контролируемых, осознанных мысленных действий. Однако это не означает, что процесс решения (и даже реализация плана решения) является осознанным на всем протяжении. В поиске решения имеют место случайные ходы мыслей, действия «наугад». Такие действия можно назвать интуитивными. Их участие в реализации плана решения задачи также вполне закономерно. По мере исследования ситуации задачи область поиска сужается, становится более определенной и на смену интуитивным действиям приходят осознанно контролируемые логические рассуждения в возможных для них и целесообразных пределах. Таким образом, «случайные попытки» интуитивного характера создают предпосылки самоорганизации процесса решения.

Что же лежит в основе такой самоорганизации? Общий ответ на этот вопрос заключается в неформальной природе мыслительного процесса. Экспериментально доказано, что даже в задачах, имеющих формальные методы решения, эвристический поиск без таких действий «наугад» с помощью одних только формально-логических операций вообще не осуществляется. С внешней стороны система необходимых для решения данной задачи логических операций исчерпывает весь ход решения. Однако именно содержательная основа придает формальным преобразованиям динамику и требуемую направляемость.

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021