Эвристика. Ч. 2
3. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В общем процессе решения задачи элементарная эвристическая деятельность представляет собой исходный этап, который направлен на осознание задачи, осуществление поиска недостающей для решения информации и выявление ее внешних и внутренних связей. Тем самым она направлена на уяснение, систематизацию и выяснение той информации, которая в задаче содержится в явном виде. Элементарность этой деятельности относится к пониманию необходимости ее осуществления, но не к ее значимости, которую трудно переоценить. Практически невозможно решить задачу, не осуществив элементарную эвристическую деятельность.
В процессе решения задачи мы вынуждены многократно переформулировать задачу, формулировать вспомогательные задачи и т.д., но исходная информация задачи всегда должна оставаться тем ориентиром, который должен указывать направление мышлению. Вся последующая работа по решению задачи основывается на элементарной эвристической деятельности, зависит от качества ее проведения и направляется ею.
Задача в упрощенном понимании - это вопрос, для ответа на который необходимо собрать недостающую информацию. Пытаться отвечать на вопрос, который не понят, формировать информацию для достижения цели, которая не осознана, - это те основные обстоятельства, которые мешают успешному эвристическому поиску. Однако если обучаемый не достиг полного понимания задачи и интереса к ней, то это не всегда его вина. Задача должна быть умело выбрана, она должна быть не слишком трудной и не слишком легкой, быть интересной, причем некоторое время нужно уделить ее естественной и интересной интерпретации, особенно на начальных этапах обучения.
На первом этапе элементарной эвристической деятельности ставится цель достижения осознанного понимания словесной формулировки задачи. Здесь уместны вопросы такого типа:
Какова форма задачи?
Какие объекты включает структура задачи? Какую информацию несет каждый структурный элемент?
Каковы структурные связи?
В чем заключается содержание задачи?
Что неизвестно?
Для проверки понимания задачи недостаточно, чтобы обучаемый мог повторить ее полностью или фрагментарно. Педагог должен различными вопросами проблемного характера заставить взглянуть на один и тот же факт или объект задачи с различных сторон, чтобы оценить «контактность» объекта задачи с другими данными или внешней информацией. На этом этапе необходимо добиться полного понимания сущности поставленной задачи. Такая деятельность должна закрепляться и впоследствии осуществляться «во внутреннем плане», т.е. самостоятельно.
На втором этапе элементарной эвристической деятельности необходимо установить и выявить информационные связи различных объектов задачи и развить выявленную на первом этапе связь с внешней информацией, рассмотреть точки соприкосновения с ранее приобретенным опытом. Таким образом, обучаемый должен внимательно, многократно и с разных сторон рассмотреть все компоненты задачи, их внешние и внутренние связи и осуществить составление плана решения задачи. На третьем этапе элементарной эвристической деятельности осуществляется план решения задачи, на четвертом этапе - изучение полученного решения.
Рассмотренные этапы помогают направить ход мысли в нужном направлении, но не обладают логической однозначностью. Они носят организационно-эвристический характер, направлены на оптимальное стимулирование деятельности мышления и достижение поставленной в задаче цели.
Приведенная ниже таблица регулирует проведение элементарной эвристической деятельности (особенно эффективна при решении таких задач по математике, в которых имеется небольшой разрыв между известным и неизвестным).
В таблице сконцентрированы наиболее типичные наводящие вопросы, призванные помочь в подходе к решению. Советы и вопросы таблицы обладают достаточной общностью, но тем не менее они просты, очевидны и естественны, так как их источник - простой здравый смысл.
2009-05-16 02:52:51 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |