Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

20. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Метод каталога основан на поиске аналогов, переносе знаний об объекте из одной области в другую. При этом используются признаки, свойства и характеристики различных предметных объектов. Задача по совершенствованию или созданию нового объекта будет иметь значительно большее число неожиданных вариантов решения, если на него перенести признаки случайно выбранных объектов.

Метод фокальных объектов заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса. Метод реализуется в такой последовательности:

- выбор фокального объекта;

- выбор случайных объектов;

- описание существенных признаков случайных объектов;

- генерирование гипотез путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;

- развитие выдвинутых гипотез на основе свободных ассоциаций;

- экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации. Рассмотренный метод наиболее распространен в практике поиска новых модификаций различных устройств. В учебных целях применяется для тренировки и снятия инерции воображения.

Метод контрольных вопросов. Этот метод представляет собой один из методов активизации мыслительных процессов с помощью системы вопросов, ответы на которые должны привести к решению. Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них изобретатель формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другим изобретателем. Этот метод может использоваться как составляющий элемент других методов, например, «мозгового штурма».

В практике применяются различные списки контрольных вопросов. Универсальным признан список изобретателя Г.Я. Буша. Одним из лучших считают список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В США наибольшее распространение получил список вопросов А.Осборна.

Метод «мозгового штурма» - один из самых эффективных методов активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь ее тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить по времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения этого метода управляет руководитель. Он должен обеспечить выполнение всех правил и процедур «мозгового штурма», а именно:

1. Условие задачи формируется перед « штурмом» в общих чертах.

2. Группа « генераторов идей» пытается сформулировать максимальное количество гипотез за отведенное время. Идеи (любые - фантастические, смешанные, ошибочные) должны следовать друг за другом непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею - в пределах двух минут. Доказательств не требуется. Все идеи протоколируются. На этом этапе запрещена любая их критика.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез.

4. Нерешенная в процессе «штурма» задача может быть вновь предложена тому же коллективу, но в видоизмененной форме.

5. Гипотезы можно оценивать по десятибалльной системе и выводить средний балл по оценкам всех экспертов.

Синектические процессы и методика их использования. Синектика - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет логическое развитие «мозгового штурма». Отличительная черта этой методики по сравнению со «штурмом» состоит в том, что последний обычно проводится с людьми, которые не обучены специальным приемам творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразие приемов, т.е. постоянно усиливают свой творческий потенциал. Поэтому эту методику называют еще профессиональным «мозговым штурмом», в котором широко используются аналогии и ассоциации.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.п. Оптимальная численность группы 5 - 7 человек. В течение 8 - 12 месяцев группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческих решений проблемы. Реализуется она в процессе целенаправленного поиска на сессии синекторов.

Метод морфологического анализа и синтеза представляет собой реализацию идеи системного подхода к решению задач. Основан на упорядоченном и систематизированном обзоре всех возможных решений поставленной задачи, для чего в объекте или задаче выделяют несколько типичных морфологических признаков, по каждому из которых составляют список конкретных вариантов. Признаки и их варианты располагают в виде морфологической матрицы, что делает поисковое поле наглядным. Рассматривая все возможные варианты выделенных морфологических признаков, можно учесть все случаи решения, которые при обычном переборе, как правило, упускаются.

Реализация метода предусматривает такие этапы:

1. Точная формулировка задачи.

2. Составление списка всех морфологических признаков объекта, т.е. всех его характеристик и параметров.

3. Выявление возможных вариантов (альтернатив) морфологических признаков и составление морфологической матрицы.

4. Определение ценности полученных гипотез решения по заданному критерию.

5. Выбор наиболее рациональных решений.

Метод морфологического анализа определил системный подход в научных исследованиях, применение которого стало нормой гораздо позже. Предметом метода является проблема вообще (техническая, научная, социальная и т.д.). Точная формулировка проблемы автоматически раскрывает наиболее важные параметры, от которых зависит ее решение, и каждый такой параметр может быть разбит на ряд значений. Любое сочетание значений параметра считается принципиально возможным. Метод был использован многими фирмами для решения научно-технических задач. В результате применения этого метода была создана серия оригинальных изобретений, в том числе баллистические устройства, оригинальные силовые установки, взрывчатые вещества и др. Морфологический анализ-синтез создает основу для системного мышления. Он является упорядоченным способом исследования, позволяющим добиться систематического обзора всех возможных решений. При его реализации мышление генерирует новую информацию, в частности, о тех комбинациях, которые при бессистемной поисковой деятельности ускользают от внимания и воображения. Но нельзя быть уверенным, что в ходе применения метода выявлены все решения, тем более практика показала, что чаще всего оказываются найденными наиболее тривиальные.

Метод целесообразно использовать при решении конструкторских задач общего плана.

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021