Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

2. ПРАВИЛА ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Правила предпочтения представляют собой эвристические рекомендации к выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска. В отличие от детерминированной деятельности альтернативный поиск допускает различные пути подхода к цели, так как основан на эвристическом ее виде. Основным фактором рационального и эффективного применения эвристических рекомендаций является то, что они регулируют интеллектуальное поведение при прочих равных обстоятельствах выбора. Выше мы рассмотрели афоризмы как эвристические правила, часть которых относится к правилам предпочтения и регулирует выбор предпочтительного действия в конкретной ситуации на основе эвристического поиска. Приведем возможную систему правил предпочтения, которые могут регулировать интеллектуальное поведение при решении задачи.

Правило 1. Более легкое предпочтительнее более трудному.

Область применения следующих двух правил достаточно широка и относится практически ко всякой эвристической деятельности.

Правило 2. Более знакомое предпочтительнее менее знакомому.

Правило 3. Объект, имеющий больше точек соприкосновения с рассматриваемой задачей, предпочтительнее объекта, имеющего меньше таких точек, так как относительно первого объекта можно составить более продуктивное контекстуальное определение (т.е. определение, строящееся на основе знания связи определяемого с контекстом, в котором оно определяется).

Следующие правила предпочтения более специфичны в своем определении и направлены на какие-либо стороны задачи как предмета эвристической деятельности.

Правило 4. Целое предпочтительнее части целого. Приступая к решению задачи, не замыкайтесь надолго на изучении маловажных деталей. В них не скрыта идея решения. Начинать изучение задачи надо исходя из понимания ее как единой информационной системы и продолжать до тех пор, пока полностью ее не освоите. В дальнейшем все же придется обратиться к ее деталям, но прежде классифицируйте их по значимости. Так, предпочтительное внимание должны получить главные структурные элементы задачи, изучение которых должно быть доведено до предельной ясности.

Эти действия регулирует и следующее правило.

Правило 5. Главные компоненты предпочтительнее прочим частям задачи. Изучение задачи начинайте с уяснения главных компонент: формы, структуры и содержания, каждая из которых несет определенную информационную нагрузку. Рассмотрите структуру, выясните особенности структурных связей этой задачи, исследуйте содержание и его связи с другими компонентами и т.д.

Информация задачи, которая в ней находится в явном виде, часто недостаточна для решения. Приходится использовать определения тех элементов и частей, которые используются в задаче. В этих определениях фигурируют другие понятия, которые, в свою очередь, также определяются и т.д. Таким образом, части задачи, ее элементы находятся в определенном подчинении и включены друг в друга. Так мы приходим к следующему правилу предпочтения.

Правило 6. Более близкая информация предпочтительнее более далекой. Привлекая внешнюю, дополнительную информацию для решения, мы прежде всего свои знания и опыт классифицируем на основе объектов, которые фигурируют в предъявленной задаче. Это обоснованное поведение сформулировано в следующем правиле.

Правило 7. Ранее решенные задачи с тем же неизвестным, что и в рассматриваемой задаче, предпочтительнее прочим ранее решенным задачам. Если применение этого правила не удовлетворило нас, то можно перейти к расширенной области поиска, т.е. к расширенному множеству ранее решенных задач.

Правило 8. Ранее решенные задачи с родственным неизвестным, что и в рассматриваемой задаче, предпочтительнее прочим ранее решенным задачам.

Рассмотренные общие правила предпочтения представляют пример общей организации системы, которая поможет регулировать поведение в эвристическом поиске. Для конкретной предметной области правила должны учитывать ее специфические особенности. Стиль работы решающего задачу основывается на избранной им системе предпочтения. На это также оказывают влияние психика (совокупность проявлений высшей нервной деятельности и интеллекта) и опыт личности (накопленные конкретным человеком практические навыки и теоретические знания). Педагог должен управлять деятельностью обучаемого по применению определенных правил предпочтения. Основным при этом можно считать вопрос обучаемому: почему он это действие предпочел другому? В дальнейшем построение системы предпочтений у каждого обучаемого будет индивидуализироваться.

Выбор подходящих правил предпочтения можно назвать саморегулированием мышления. Процессы саморегулирования занимают в настоящее время одно из центральных мест в исследовании мышления.

Общим принципом любых процессов саморегуляции является принцип обратной связи: циркулирование информации по замкнутому кругу в одном направлении создает возможность сличения информации «на входе» и «на выходе» системы и коррекции на этой основе ее поведения. Наличие саморегулирования означает, что рассматриваемая («основная») система образует в совокупности со средой (контекстом) более широкую систему, в которой поток информации является двусторонним, циклическим (от среды к основной системе и от нее к среде). Инициативная роль в регулировании этого циклического потока информации сохраняется за основной системой, в то время как источником информации является главным образом среда. Понятие саморегуляции нельзя отождествлять с ее простейшей формой (вегетативной), так как это понятие будет неприменимым к мышлению. Так, очевидно, что стабилизирующая система саморегуляции не может управлять процессом мышления: если мысль при каждой новой порции информации будет возвращаться к исходной точке, решение задачи с места не сдвинется, а мыслящему таким образом субъекту психиатр поставит не очень утешительный диагноз.

Саморегуляция мышления - это самоорганизация или самообучение. Самоорганизацию в широком смысле можно определить как некоторое изменение структуры и функции рассматриваемой системы в процессе ее взаимодействия со средой в сторону «уравновешивания» с ней. Другими словами, система должна улучшать, упорядочивать свою работу, но не за счет разрушения, дезорганизации среды, а за счет наиболее тесного и целесообразного контакта с ней.

Несмотря на качественное отличие мыслительной деятельности от «низших» форм психики (например, простых двигательных актов), она не теряет основного качества саморегулируемого процесса: обязательной оценки человеком больших и малых результатов своего интеллектуального поведения, на основе чего достигается исправление ошибок и совершенствование способа действия.

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021