Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

13. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СРАВНЕНИЯ

Сравнение - один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется. Сравнение состоит в сопоставлении объектов с целью выявить черты сходства и различия между ними и представляет собой эвристическую операцию или стратегию.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, компоненты (составные части, структурные элементы) задачи, треугольник и прямоугольник, лес, степь и пустыню, школьник глубже познает особенности данных предметов и явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений лежит в основе импликации (т.е. логической операции, тесно связывающей одни объекты с другими) и должно быть целенаправленно: происходить с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, явлений (эта операция лежит в основе сравнительно-исторического метода), или на установление различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения пользы для человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков между ними или на распределение их по разным номинациям (номинация - наименование как процесс соотнесения языковых элементов с обозначаемыми объектами) с точки зрения соответствия критериям пород.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают изображения домашних животных - коровы и овцы и сходных признаков усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки - корову, овцу и собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у коровы и овцы.

Познание любого объекта и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других объектов и устанавливаем сходство его с родственными объектами. Познание - процесс, в котором различение и сходство находятся в неразрывном единстве, поэтому сравнение применяется во взаимосвязи со всеми мыслительными процессами. Получение правильного вывода в результате сравнения зависит от соблюдения ряда необходимых условий:

1) сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные объекты или явления действительности;

2) сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют существенное значение.

Так, совершенно бесполезно в познавательном отношении сравнивать стол и вектор (отрезок прямой определенного направления), треугольник и смелость. Бесперспективность такого сравнения отражена в народной поговорке: «Не сравнивай пуды с аршинами».

Значение сравнения в познании и в конкретной научной деятельности очень велико. Например, с помощью сравнения легко установить, является ли научный текст оригинальной работой или компиляцией (составление текста на основе чужих исследований или произведений). Необходимо, однако, помнить, что сравнение само по себе не может дать исчерпывающего знания. Познать что-либо - это не только найти сходство и различия, но и определить сущность.

Сравнение как метод и средство познания можно обнаружить буквально во всех сферах человеческой деятельности: в науке, педагогике, литературно-художественном творчестве. В более общем виде сравнение определяют как процесс отражения в человеческом сознании реальных отношений тождества и различия, существующих между предметами окружающего мира. Для исследования познания на основе сравнения часто вводят понятие элементарного сравнения, под которым понимают сравнение одного объекта с каким-нибудь другим объектом по какому-либо одному свойству, удовлетворяющему требованиям сравнения. В структуре элементарного акта сравнения как процесса можно вычленить следующие составляющие:

- объект, который подвергают сравнению;

- объект, с которым сравнивают первый объект;

- основания сравнения - свойство, по которому сравнивают объекты;

- вывод из сравнения.

Познавательная ценность процесса сравнения заключается не только и не столько в установлении отношения тождества и различия между сравниваемыми объектами, сколько в характеристике одного из сравниваемых объектов относительно другого. Только благодаря этому обстоятельству сравнение из свойства психики отождествлять и различать внешние предметы превращается в логическое средство познания, которое обладает эвристической значимостью.

Такое исследование носит эвристический характер на определенном этапе обучения, так как в его процессе сравнение может навести на некоторые закономерные свойства. Увидеть проявления этих сравниваемых закономерностей, момент зарождения гипотезы, ее развитие и обоснование -это значит реализовать эвристический поиск, в котором существенную эвристическую роль сыграло сравнение.

Рассмотренные качества сравнения позволяют в процессе сравнения предложенной задачи с ранее решенной задачей (сходной):

- установить аналогию компонент задачи и их возможное влияние на стратегию решения;

- выявить общие элементы структуры и структурные связи;

- установить возможную аналогичность стратегий решения и их элементы;

- провести различие в компонентном составе задачи, структуре и их влиянии на общую стратегию.

Ученые-педагоги придавали большое значение сравнительному методу в познавательном процессе: « Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе как через сравнение... Другого пути для понимания предметов внешней природы нет» (Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.,1980. С.112, 113).

Сравнение тесно связано с обобщением, которое реализуется после сравнительной характеристики объектов или явлений. При выводах по аналогии также предварительно устанавливается общее и отличительное. В некоторых научных областях сравнение легло в основу фундаментальных методов исследования. Так, большое развитие получил выше упоминавшийся сравнительно-исторический метод как способ исследования и объяснения культурных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т.е. общем происхождении. Характерная особенность сравнительно-исторического метода состоит в том, что его исходным пунктом служит восстановление и сравнение древнейших элементов, общих для различных областей материальной культуры и знания; в истории по этому принципу осуществляется периодизация (период - промежуток времени, соотнесенный с каким-либо законченным процессом), т.е. членение процессов развития на основные качественно отличные периоды сообразно установленным закономерностям.

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021