Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

1. ЯЗЫКОВЫЕ АФОРИЗМЫ КАК ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

В наиболее отчетливой форме эвристика реализуется в специальных правилах, регулирующих эвристическую деятельность. Роль и функции таких правил легко проследить на примере афоризмов. Существуют ли законы эвристики, т.е. точные правила, которых необходимо придерживаться для того, чтобы что-либо открыть? Вопрос нужно ставить иначе, возможно, так: существуют ли какие-то принципы, или афоризмы, выражающие установки, полезные для решения задач?

Афоризм - изречение в форме фразы, выражающее какую-либо законченную и обобщенную мысль кратко по форме, убедительно по содержанию и ярко по изложению. В зависимости от источника возникновения языковые афоризмы разделяются на пословицы, поговорки и крылатые выражения. Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образно, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмической форме. Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни. Крылатое выражение - меткое образное выражение, относящееся к словесному фольклору (народно-поэтическому творчеству). Пословицы и поговорки - своего рода народная педагогическая наука, по которой учились жизни.

Языковые афоризмы, обладая многими функциями и качествами, исследуются сейчас с различных сторон. Нас далее будут интересовать только эвристические качества языковых афоризмов, такие как:

- предписывающий характер действий;

- совет по организации интеллектуального поведения;

- побудительный характер к мыслительным действиям.

Для примера рассмотрим русскую пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду». Она носит предписывающий характер в организации своего поведения в юности и обычно употребляется в качестве напутствия (установки) молодому человеку. Иногда эта пословица используется для констатации определенной жизненной ситуации, чаще всего той, когда установка нарушена. Пословица не рассматривает, как надо вести себя в конкретной обстановке - это предмет размышления каждого человека в частной ситуации (эвристический поиск), но она определяет цель, достижению которой должно подчиняться поведение человека.

Приведем еще одну пословицу, конкретизация которой предполагает эвристический поиск: «Береженого Бог бережет». Употребляется в качестве совета быть осторожным, осмотрительным, не рисковать, а также в оправдание чьей-либо, казалось бы, излишней осторожности. Пословица предписывает определенный тип поведения.

Из рассмотренных примеров видно, что многие афоризмы - это типичные эвристические правила, которые указывают принципы действия, часто метафорически (метафора - перенесение свойств одного предмета на другой на основании общности признаков сопоставляемых членов), иногда в виде загадок (загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательно описывает какой-либо предмет или явление с целью испытания интеллектуальных способностей реципиента или с назидательными целями). Дословное понимание некоторых афоризмов недопустимо и может привести к абсурду.

Универсальных и непогрешимых правил нахождения решения любых задач нет и, скорее всего, не будет найдено никогда. Однако афоризмы как эвристические правила часто бывают полезными. При этом необходимо четко обозначить, что их отличие от строгих правил, например математики, заключается в том, что последние сразу применимы в определенной ситуативной деятельности, тогда как афоризмы требуют предварительной умственной работы для конкретной интерпретации в действии. Найти безотказно действующие правила, применимые ко всем возможным проблемам, - это старая мечта, но мечта, которая навсегда останется только мечтой. Таким образом, афоризмы - это умственные установки, полезные в большинстве возникающих ситуаций. Они в некотором смысле и являются правилами и законами эвристики. Однако афоризмы имеют один существенный недостаток - они не являются стройной и последовательной научной системой. Только такая система представляет ценность в эвристическом поиске, регулируя конкретную деятельность. Вот небольшая система пословиц, иллюстрирующая основные этапы решения задачи.

«Кто плохо понимает, тот плохо отвечает». Иначе говоря, прежде чем решать задачу, необходимо ее понять и уяснить цель, которую требуется достичь. Обдумай цель, раньше чем начать.

«С началом считается глупец, о конце думает мудрец». Если конечная цель не понята, то нетрудно при решении задачи сбиться с пути, а затем и вовсе ее оставить.

«Где есть желание, найдется путь!» Иначе говоря, для успешного решения задачи нужно сильное желание.

«Усердие - мать удачи». Одним из главных факторов успешного решения задачи является настойчивость в поисках хорошей идеи. Прояви ее.

«Устанавливай паруса по ветру», «Мудрый меняет свои решения, дураки - никогда». То есть более опытный, мудрый человек всегда заметит благоприятные возможности. Будьте внимательны, учитесь этому!

«Мудрый превратит случай в удачу». Иначе говоря, ретроспективный анализ решения, возвращение к уже полученному результату является важным этапом работы. Тот, кто не думает снова, не может думать правильно. Вторые мысли самые лучшие.

Конечно, приведенная система не определяет всех этапов решения задачи, встречающихся ситуаций и т.д. Более систематические и тонкие аспекты решения могут быть разработаны с учетом специфических особенностей предметной области, т.е. на методическом уровне.

Имеется достаточно примеров разработки систем эвристического поиска, регулирующих поведение человека на производстве, в семье, предпринимательстве. Наиболее убедительны системы, полученные на основе психологических закономерностей поведения, рассмотренные на конкретных примерах и, как результат, сформулированные в виде эвристического правила - афоризма. Общаясь с людьми, следует помнить, что далеко не все руководствуются в своих действиях логикой.

Большой интерес представляют высказывания крупных научных и общественных деятелей, писателей и изобретателей, в которых рассматриваются различные стороны научной деятельности. Эти высказывания обобщенного характера разбросаны по различным публикациям и недоступны в систематизированном виде широкому кругу пользователей. Между тем они имеют праксиологический характер и рассматривают очень важный вид человеческой деятельности - научно-познавательный и исследовательский. Например:

Наука есть систематизированное знание (Л.С. Берг).

Знанию всегда предшествует предположение (А. Гумбольт).

Такие высказывания неоценимы для разработки конкретных методик эвристического поиска, способных помочь в организации мыслительных процессов при решении научных и технических задач.

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021