Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

9. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАЧИ

Учебная задача представляет собой изолированный объект деятельности, занимающий определенное место в общей системе задач и учебной дисциплине в целом. Это выдвигает необходимость характеризовать конкретную задачу и тем самым определить ее место во взаимосвязанной системе учебного материала.

Определение места задачи в общей системе задач, т.е. ее классификация (классификация - распределение предметов или явлений по классам на основе существенных признаков) - один из первых шагов в ее решении. Постановка и решение вопроса классификации может принести пользу, если удается отнести рассматриваемую задачу к какому-то классу, классифицировать, например, по ее компонентам, сопоставить с конкретным учебным материалом и т.д. Этим достигается некоторый прогресс - обучаемый может вспомнить метод решения задачи подобного типа.

Классификация - распределение учебных задач по классам. В основе естественной классификации находится существенный признак, определяемый природой задачи. Как правило, им является определенный учебный материал, лежащий в основе решения, или метод решения, безотносительно к используемому учебному материалу. Классификация по этим признакам может учитывать и их комбинации.

В основе искусственной классификации лежит признак задачи, имеющий практическое значение в локальной области эвристического поиска.

Вспомогательная классификация дает возможность без затруднений отыскивать задачу из некоторого класса. Примером может служить классификация задач по планиметрии по видам геометрических фигур: задачи на треугольники, на параллелограммы и т.д.

Классическим примером естественной классификации в науке является менделеевская таблица химических элементов, построенная на основе существенного признака - строения атома.

Классификация подчиняется определенным правилам:

- в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;

- объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса. Например, классификация треугольников на остроугольные, прямоугольные и тупоугольные должна удовлетворять требованию, что множество всех треугольников есть объединение всех перечисленных классов;

- члены классификации должны взаимно исключать друг друга, т.е. каждый класс как множество не должен содержать элементы другого класса.

Каждый учебный предмет имеет специфические особенности классификации задач на основе рассмотренных принципов. Классификация представляет один из видов такой организации учебного материала, который должен формировать у обучаемых представление о системности материала учебной дисциплины. Системность и организованность должны присутствовать не только при решении задач, но и во всякой учебной деятельности.

Существенной характеристикой учебной задачи является ее трудность.

Можно выделить три типа учетных задач, с которыми сталкивается человек в различных жизненных ситуациях:

- задачи, выполнение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий;

- задачи, выполнение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях;

- задачи, выполнение которых требует поиска новых, еще неизвестных способов действия.

Степень трудности задач первого типа связана с тем, насколько сложным является навык и насколько он прочно усвоен. Последний фактор становится основным. Чем более упрочены навыки у человека, тем легче они воспроизводятся и тем менее подвергаются дезорганизующему влиянию различных условий и прежде всего эмоций. Считается, что человек хорошо подготовлен к выполнению определенной деятельности только в том случае, если обеспечена возможность правильного ее выполнения в изменчивых объективных и эмоциональных условиях.

В задачах второго типа степень трудности связана с количеством и разнородностью элементов, которые необходимо координировать наряду с описанными выше особенностями. Следует отметить, что задачи первого и второго типа в основном требуют памяти и прочного навыка алгоритмической деятельности.

К задачам третьего типа относятся задачи, требующие творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных. Учебная задача должна правильно отвечать учебным целям главным образом через соотношение в ней новизны, ранее усвоенного материала и приемов его применения. Абсолютно новая задача, не опирающаяся на предшествующий опыт, практически исключает для большинства решающих возможность активного эвристического поиска. В то же время знакомая по структуре задача не вызывает затруднений.

Исследования влияния эмоций на выполнение интеллектуальных заданий показали, что положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению уровня выполнения задания, а отрицательные эмоции, связанные с неуспехом,- снижению его. Однако при некоторых условиях положительные эмоции могут и снизить уровень выполнения. Это происходит в тех случаях, когда успех вызывает эмоции большой силы, нарушающие протекание деятельности, а также, когда успех достигается ценой особых усилий: появляющаяся затем усталость может ухудшить качество деятельности. В ряде случаев при некоторых условиях отрицательные эмоции могут вызвать повышение уровня выполнения. Это происходит тогда, когда неуспех следует после серии успехов. Однако такое повышение имеет кратковременный характер.

Способности по решению учебных задач не реализуются сами по себе в продукты учебной деятельности. Необходима мотивационная основа (желание, воля), влияющая на результаты учебной деятельности, на основе которых можно регулировать ее протекание. Мотивация может иметь внешний и содержательный характер. Внешняя мотивация не связана с характером деятельности, а содержательная представляет характеристику степени интереса в выполнении деятельности. Оба вида мотивации влияют на качество деятельности и характеризуют ее протекание законом Йеркса-Додсона (1908). Он устанавливает зависимость между усилением мотивации и уровнем выполнения некоторой деятельности. Как установлено, проявление этого закона модифицируется фактором трудности задачи. Определенная степень эмоционального возбуждения может способствовать выполнению более легких и помешать выполнению более трудных задач.

Закон был сформулирован на основе множества разнообразных экспериментов, в частности, и экспериментов с вознаграждением. Оказалось, что испытуемые, которым выплачивается вознаграждение, решают задачи лучше, чем контрольные группы, лишенные материального стимула. Однако, когда сумма становится слишком большой (она возрастает при определенных успехах), выполнение заданий ухудшается, появляются ошибки из-за спешки и перевозбуждения.

Рассмотренный закон имеет важное практическое значение при обучении решению задач, однако в реальном обучении он модифицируется еще и педагогическим эффектом (у обучаемого проявляются результаты взаимного влияния других факторов обучения).

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122