Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

8. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Эвристические функции мышления реализуются в учебном процессе как познавательно-продуктивная деятельность по усвоению методов конкретной учебной дисциплины. В ходе такого познания большое значение имеют учебные задачи, которые призваны имитировать реальную действительность, выполняя различные дидактические функции и, прежде всего, формируя тот комплекс умений и навыков, который позволит применять полученные знания в последующей учебной и практической деятельности. Именно поэтому обоснованные дидактические принципы и методические особенности обучения решению задач играют доминирующую роль в общей системе некоторых учебных дисциплин.

Конкретная задача может нести несколько дидактических функций, одна из которых определяет ее ведущую роль. Функции учебной задачи вытекают из понимания ее как определенно сформулированной информационной системы, в которой есть информационная несогласованность между ее частями, что вызывает потребность в процессах ее преобразования и согласования. Психологическое понимание задачи подчеркивает функциональную ее характеристику как цели, данной в определенных условиях. Таким образом, в психологическом понимании задача представляет объект мышления, где мышление проявляется как особая деятельность. Определяющая роль мышления в познании придает понятию «задача» более широкое значение как объекта мыслительной деятельности, содержащего требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношение между известными и неизвестными элементами задачи.

Учебная задача характеризуется познавательной направленностью, которая часто приобретает самостоятельную роль. В учебной задаче многие познавательные действия, которые связаны с логическими и эвристическими операциями и мотивами, определяют:

- наличие у обучаемых цели в задаче, стремления ее достичь;

- необходимость осознанно перерабатывать информацию и подготавливать ее для достижения цели;

- применение соответствующих данной цели и условиям способов или приемов решения.

Рассматривая задачу как информационную систему, необходимо учитывать, что реальные учебные задачи-системы по своим качествам и функциям неисчерпаемы, поэтому различный структурно-компонентный состав задачи должен регулироваться реальными процессами познания действительности через конкретный учебный предмет. В задаче, как и в реальной действительности, должны находить место следующие основные виды информационной деятельности мышления при решении учебной задачи:

- совокупные процессы сбора необходимой для решения задачи информации;

- хранение и систематизация информации об объектах деятельности и методах ее преобразования;

- оптимальные приемы поиска информации в памяти и учебной литературе;

- практические навыки организации процессов применения и преобразования имеющейся информации для достижения определенно поставленной цели.

Рассмотренные виды информационных процессов при решении учебных задач позволяют определить основные компоненты задачи, которые несут эту информационную нагрузку. Наиболее общими компонентами задачи являются форма, структура и содержание задачи.

Форма задачи выражает внутреннюю организацию и взаимодействие элементов задачи как между собой, так и с внешними условиями. Для понимания формы задачи рассмотрим ее популярную трактовку. Если мы спрашиваем: «Что он оказал?», то ставится «задача на нахождение», где неизвестное - слово или фраза. Когда же формулируется вопрос: «Сказал ли он это?», то ставится «задача на доказательство».

Форма - это способ существования определенной задачи, однако она является относительно независимым ее компонентом, так как возможны случаи эквивалентной трансформации одной формы в другую, что становится даже необходимым в эвристическом поиске, ибо форма может как способствовать решению задачи, так и препятствовать.

Вторым основным компонентом задачи является ее структура, определяемая как совокупность достаточно элементарных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности. Структура рассматривает только изолированные, достаточно элементарные объекты и их связи. Структура задачи позволяет регулировать ее качественную характеристику - сложность, которая частично определяется количеством структурных элементов и видом связей между ними. Тем самым на этой основе возможно проектировать увеличение мыслительной нагрузки не только по количественным, но и по качественным параметрам. При этом под мыслительной нагрузкой понимается степень интенсивности мыслительной активности, выражающейся в характере преобразования информационной системы задачи.

Теперь перейдем к рассмотрению последней компоненты - содержания задачи. Если в заданной форме определены структурные элементы, связи между ними, а также известные и неизвестные элементы структурных объектов, то эта информационная система определяет содержание задачи. Несколько условно можно говорить, что содержание - это конкретизированная структура. Содержание есть ведущая компонента задачи, на основе которой начинается процесс решения задачи. Оно обладает собственной подвижностью и определенной независимостью от формы и структуры.

Процесс решения задачи - это поиск, мобилизация и применение средств (действий, операций, способов).

Особое значение в содержании задачи имеют данные. Они могут быть чрезмерными, если содержат лишние части, которые являются следствием остальных. Данные могут быть противоречивыми, если их части несовместимы, так что не существует никакого объекта, удовлетворяющего этим, взаимно исключающим друг друга, частям. Учебные задачи, как правило, построены так, что они содержат необходимое и достаточное число данных для нахождения неизвестных при данной структурной связи.

Основные компоненты задачи несут различную (явную и скрытую) информационную нагрузку. Так, в «задаче на доказательство» необходимо вывести ложность или истинность математического предположения на основе ранее доказанных теорем или аксиом. При доказательстве нельзя опираться на интуицию или жизненный опыт. Для доказательства нужна информация, которой можно было бы оперировать.

В «задаче на нахождение» необходимо устанавливать логический путь, который приводит к цели. Для этого тоже необходима информация, часто в явном виде не содержащаяся в задаче. Таким образом, форма задачи направлена при ее решении на поиск способов действий (известных или новых).

Структура задачи и структурная связь тоже дают информацию для решения: они регулируют структурную жесткость и однозначность задачи.

Более определенную нагрузку несет содержание задачи. В нем конкретизированы элементы структуры. По этим элементам, используя связи между элементами структуры, можно находить другие элементы.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122