Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

21. УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВРИСТИКИ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ В НИХ

Рассматривая педагогическую эвристику как дидактическую систему, мы должны проанализировать системный подход в ее исследовании, т.е. системный анализ педагогической эвристики. Он предполагает комплексное изучение педагогической эвристики как единого целого с позиций системного анализа. Системный подход представляет собой один из методов исследования трудно наблюдаемых и трудно понимаемых свойств и отношений в системе педагогической эвристики с помощью представлений ее в качестве целостной системы, управляющей развитием целенаправленных процессов познания в учебно-продуктивной деятельности. Системность характеризует и содержание научных знаний. Наука всегда есть система фактов, понятий, законов и теорий, в которых отражается сущность реального мира и закономерность его развития. Основы наук в учебных предметах представляют взаимосвязанные системы. Целостность, системность и систематичность знаний и способов деятельности обнаруживаются в структуре межпредметных связей. Эти характеристики знаний прокладывают мост к продуктивной профессиональной деятельности. Образуются же они в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, в результате систематического изучения культуры, систематической деятельности педагога и обучаемого, в которой соблюдаются преемственность и перспективность, применяются динамичные системы методов и организационных форм обучения и воспитания, системы анализа и самоанализа, проверки и самоконтроля, а также оценки итогов.

Управление в системе педагогической эвристики - это любое изменение состояния обучаемого, ведущее к достижению поставленной цели. Процесс эвристической деятельности будет управляемым, если среди всех воздействий имеется такое, с помощью которого можно добиться поставленной цели. Для управления процессом эвристической деятельности необходимо изучить и предвидеть интеллектуальное поведение обучаемого при различных возможных внешних и внутренних воздействиях на его мышление (существенной особенностью управления является понимание того, что оно невозможно без умения предвидеть). Среди различных способов решения задач управления в педагогической эвристике реализуется принцип управления с обратной связью. Он позволяет создать систему, эффективно работающую в изменяющихся условиях. Обратную связь в педагогической эвристике будем понимать как воздействие результатов функционирования этой системы на характер этого функционирования. Принцип обратной связи в педагогической эвристике, как и в дидактике, является одним из важнейших.

Последний принцип обоснованности приведенного выше определения эвристики позволяют рассматривать место педагогической эвристики в общей системе исследований эвристической деятельности. В настоящее время все эти исследования можно дифференцировать на три уровня: теоретический, методический и индивидуальный.

На теоретическом уровне исследования эвристики изучаются основополагающие принципы (древнегреческий философ Гераклит говорил, что многознание не научает мудрости, мудрость - в знании оснований и причин) и методы эвристики, ее связи с другими научными дисциплинами, а также классические методы эвристического поиска. На этом уровне проводятся исследования по выявлению психологических закономерностей эвристической деятельности и на их основе, с привлечением других, экспериментально-теоретических, данных строятся теории. Педагогическую эвристику необходимо рассматривать на этом уровне как теорию обучения эвристической деятельности, которая строится на основе как науки эвристики, так и собственных экспериментально-теоретических достижений. Взаимосвязанные и длительные процессы обучения сопряжены с длительным педагогическим эффектом, который невозможно выявить в кратковременных психологических экспериментах, проходящих на удобном для экспериментального анализа материале. Психологические эксперименты и теории дают основу для выдвижения интересных педагогических идей, которые необходимо проверять и развивать методами дидактики и частных методик.

На методическом уровне исследования эвристики разрабатываются эвристические методики научной и учебной продуктивной деятельности, максимально адаптированные к особенностям конкретной области применения. На этом уровне учитывают то, что существуют закономерности человеческой деятельности, которые проявляются в любом виде. Имеются и другие закономерности, проявляющиеся только в определенном виде деятельности. При разработке конкретной методики учебной эвристической деятельности конкретизируются общие дидактические закономерности с учетом конкретного процесса обучения.

На индивидуальном уровне исследования эвристики рассматриваются особенности сформированных у конкретного человека навыков эвристической деятельности, которые, возможно, несколько видоизменились под влиянием индивидуальных особенностей мышления, характера и других качеств. В поле зрения находятся, как правило, творческие личности, знающие и активно применяющие эвристические методы в своей деятельности. Обнаруженные на этом уровне особенности эвристической деятельности исследуются далее на теоретическом и методическом уровнях.

Такой циклически замкнутый подход к дифференциации исследований в области эвристики позволяет на каждом уровне ориентироваться в своем развитии на соседние уровни. В этой системе педагогическая эвристика занимает определенное место в соответствии со своими задачами и целями.

Становление и развитие современной педагогической эвристики во многом обязано работам Д. Пойа, опубликованным в середине нашего века. Пойа в своих работах показал ту историческую цепь исследований эвристики, которую надо продолжить. У многих великих философов и ученых, отмечал он, кроме специальных научных работ были уникальные разработки процессов организации умственной деятельности, хотя и не лишенные субъективизма. Работы Пойа явились связующим звеном между длительной историей развития эмпирической эвристики и современными исследованиями, которые опираются на познанные психологические закономерности мышления. Он подчеркивал возможность и необходимость продолжения исследований в области педагогической эвристики, намечал пути такой работы. Вот как писал об этом сам Пойа: «Многие вопросы, затронутые здесь (в его работах), нуждаются в дальнейшей разработке. Мои взгляды на правдоподобные рассуждения следовало бы сопоставить со взглядами других авторов, исторические примеры следовало бы рассмотреть более тщательно, взгляды на изобретения и обучение следовало бы изучить, насколько это возможно, методами экспериментальной психологии...» (Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975.). Пойа высказал мысль написания предметных учебников, изложение материала которых было бы основано на идеях педагогической эвристики.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122