Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

19. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСТВА

Большое значение эвристическим процессам отводится в развитии научного творчества, а именно в развитии научных теорий. Как показывает история науки, именно творческие компоненты, включающие эвристические, интуитивные и другие процессы, играют существенную, часто определяющую роль в создании, развитии и практической реализации научной теории. Любая реальная научная теория представляет собой сложное полисистемное образование, в котором следует выделить пять систем (подсистем), каждая из которых представляет научную теорию в определенном аспекте. Каждая из этих подсистем также имеет сложное иерархическое строение:

1. Логико-лингвистическая подсистема научной теории раскрывает научную теорию как концептуальное средство выражения и организации имеющегося научного знания.

2. Модельно-репрезентативная подсистема научной теории обеспечивает представление теорией объектов из ее предметной области.

3. Прагматико-процедурная подсистема научной теории выражает процессуальную сторону научной теории, большинство элементов которой включено в качестве условий, средств и результатов в разнообразные концептуальные действия, совершаемые в теории.

4. Проблемно-эвристическая подсистема научной теории обеспечивает функционирование научной теории как инструмента формулировки и решения различных проблем. В эту подсистему включаются и те элементы теории, которые носят эвристический характер.

5. Подсистема связей научной теории фиксирует взаимозависимость и единство первых четырех подсистем, которые имеют общие элементы и не существуют изолированно друг от друга.

Из вышеперечисленных пяти систем проблемно-эвристическая подсистема функционально представляет элемент развития научной теории и включает эвристические принципы, гипотезы, оценки, поисково-эвристические методы, стратегии и т.д. Все они характеризуются потенциальной возможностью поиска нового в сочетании с недостаточной обоснованностью и неполной детерминированностью, т.е. обычными качествами элементов эвристической деятельности. Кроме того, является очевидным значение проблемно-эвристической подсистемы для развития научной теории. Все это показывает то огромное значение, которое имеет эвристика и ее педагогическая ветвь для развития научного творчества. Если человек, не освоив правил и стереотипов научной работы, начинает ею заниматься, то его деятельность обречена на провал, она не воспринимается в качестве научной. Существует и более прагматическое понимание значения творчества. Так, американские ученые заявляют, что для США выявление и развитие творческих личностей является проблемой общенационального значения.

Мы обзорно рассмотрели некоторые эвристические методы и системы, функционирующие в творчестве. Наибольшее распространение их наблюдается в изобретательстве. Как отмечают многие из создателей и пользователей, они применимы к любым научным исследованиям в соответствии со своими возможностями, поэтому надо подробно исследовать возможность их применения в других, кроме технической, областях, включая исследования в педагогике и частных методиках.

Рассмотренные вопросы, конечно, не исчерпывают весь комплекс проблем эвристической деятельности в структуре творчества. В частности, необходимо тщательно исследовать вопрос применения педагогической эвристики для решения других, кроме дидактических, педагогических проблем. Не исследованы труды многих русских ученых и педагогов, в которых, часто фрагментарно, излагаются взгляды на научное творчество и научение ему. Есть еще ряд более частных задач, решение которых не менее актуально. Педагогическая эвристика в период ее становления богата нерешенными проблемами. С расширением круга знаний неизбежно расширяется и область новых проблем.

Традиционное обучение даже с элементами новизны и прогрессивности, но без идей педагогической эвристики, не способно обеспечить оптимальное развитие творческого мышления. Это может проиллюстрировать следующий пример из учебной практики: «Наблюдая за решением задач на сообразительность, мы были удивлены крайней беспорядочностью и непродуктивностью мыслительной деятельности, и не только у школьников и студентов, но даже у выдающихся представителей науки, когда они решали задачи не из своей области, но не требовавшие специальных знаний. По меткому выражению одной сотрудницы, обычная картина решения таких задач носит характер «броуновского движения мысли» - случайных толчков в разных направлениях, с многочисленными возвращениями к тому же действию, без выхода за границы узенького «пятачка». А между тем систематическое применение элементарного анализа буквально в несколько шагов приводят к ясному и однозначному решению. Выходит так, что и задача представлялась «задачей на соображение» только потому, что мышление было недисциплинированным, «малограмотным». (Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.)

Таким образом, проблема подготовки специалистов распадается на две основные части, которые, естественно, разделяются только в теоретическом плане при их анализе: усвоение будущим специалистом системы профессиональных знаний и целенаправленное развитие творческого мышления на основе педагогической эвристики. Взаимная их обусловленность в практике реального обучения представляет важнейшую дидактическую и методическую проблему.

Любые рациональные научные исследования базируются на предыдущих достижениях и ошибках, гипотезах и фактах, т.е. на истории своего развития. Настоящее невозможно понять без знания прошлого. Формирование эвристики в недрах философских работ ученых прошлого создало такое положение, что современный анализ их работ проводился в основном с позиций марксистско-ленинской философии. Тем самым большой и важный пласт человеческой мысли остался мало исследован. Это коснулось не только эвристики, но и ее основы -психологии.

Однако потребность в объективной оценке эволюции эвристики и ее педагогической ветви остается. Следует исключить возможность переоткрытия тех идей, которые были высказаны и развивались до определенного уровня в прошлом. Определившись со своей исторической основой, эвристика сможет далее развивать учебные системы и методы, формирующие творческие навыки будущих специалистов. Творчество - это диалектический процесс, сторонами которого являются порядок и хаос. Ни абсолютный порядок, ни абсолютный хаос не являются целями творчества. Исходя из этого, легко понять тот процесс поиска решения, который предлагает эвристика. Это процесс вероятной, несколько хаотичной деятельности, которая, однако, управляется и упорядочивается логикой.

Именно это лежит в основе эвристики и творчества в целом.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122