Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

15. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существенное значение имеют те принципы, на основе которых развертывается обучение эвристической деятельности, да и всего процесса обучения в целом. К наиболее важным в обучении эвристической деятельности можно отнести принцип активности и стимулирования изучения и принцип чередования логической и эвристической деятельности.

Активное изучение основано на том, что наиболее важные процессы познания зарождаются в уме обучаемых; роль педагога - организация и стимулирование протекания этих процессов. В согласии с генетическим принципом обучаемому рекомендуется пройти путь, которым следовали первооткрыватели. В согласии же с принципом активного обучения он должен самостоятельно открыть максимум возможного. Комбинация этих двух принципов говорит о том, что изучающий должен вторично открыть то, что ему нужно изучить.

Вот один из методов реализации активного изучения: предоставить обучаемым возможность участвовать в составлении задачи, которую им придется решать. Если они внесли свой вклад в постановку задачи, то они будут гораздо активнее работать над ее решением. Часто решение задачи требует меньшего объема интеллектуальной деятельности, чем ее формулирование.

Наилучший стимул для обучаемых - похвала, наихудший - порицание. Порицание чаще всего вызывает отвращение к предмету, который его вызвал. Похвала требует каких-то достижений в учебной деятельности. Для этого педагог особое внимание уделяет выбору задачи, ее формулировке и тому, как ее лучше преподнести. Предлагаемая задача должна выглядеть осмысленной с позиции ученика, связанной с повседневным опытом. Стимулировать эвристические процессы у учащихся необходимо на основе того, что их усилия по решению будут вытекать из естественного интереса к задаче. Именно интерес учащегося является лучшим стимулом для его работы.

Имеются и другие стимулы. Например, предложение педагога угадать результат или его часть, дать качественную характеристику результату связывает обучаемых. Им хочется сравнить выдвинутые догадки с ответом, чтобы удовлетворить чувство собственного достоинства, поэтому каждый из них и все вместе заинтересованы в нахождении решения. Такой подход копирует работу ученого, где догадка почти всегда предшествует строгому обоснованию, поэтому, предлагая обучаемым угадать результат, мы не только побуждаем их к активной работе, но и способствуем формированию у них желательного склада ума.

Последовательное чередование логической и эвристической деятельности желательно для того, чтобы у обучаемых не складывался стереотип монотонной необходимости выполнять одну и туже работу. Например, стандартные учебные задачи почти всегда связаны с конкретным правилом и практикой его применения. Такие задачи нужны в ограниченном объеме, так как в них отсутствуют элементы процесса исследования и понимания задачи в общей системе (отсутствуют межпредметные связи). Одновременно необходимы такие задачи, которые направлены на связь рассматриваемой задачи с ранее приобретенными знаниями и их развитием.

Рассмотренные принципы обучения эвристической деятельности «работают» при наличии обычных мыслительных способностей и лучших качеств личности. Однако даже наличие таких факторов у обучаемого требует решения следующих педагогических задач:

- дальнейшего их развития на основе оптимальной организации эвристической деятельности в учебном процессе;

- системного подхода к проблеме их реализации;

- учета индивидуальных особенностей как различного качественного и количественного сочетания факторов, что определяет индивидуальность и нестандартность мышления конкретного человека (известно, что когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же).

Эти педагогические задачи можно решить в частных методиках (методический уровень) на основе педагогической эвристики как дидактической системы. Результатом, на который нацелена вся система педагогических мероприятий при обучении эвристической деятельности, должно стать постепенное развитие продуктивных и творческих качеств мышления. Продуктивное мышление характеризуется тем, что оно способно приводить к решению конкретной задачи определенной трудности для данного возраста на основе соответствующего знакомства с фактическим материалом. Мышление можно назвать эвристическим, если в процессе интеллектуальной деятельности оно создает и закрепляет определенную систему средств для решения будущих задач. Такая система характеризует эвристический уровень мышления на основе широты и разнообразия задач, к которым она применима.

Другая сторона решения проблемы состоит в развитии творческого потенциала педагога, одной из составляющих которого является умение осуществлять эвристическую деятельность. Наличие высокого творческого потенциала находит понимание у обучаемых, предрасположенных к нестандартному мышлению. Так, обучаемые демонстрируют быстрое и гибкое усвоение эвристических методов на практике, что предопределяет развитие продуктивных качеств мыслительных процессов. К сожалению, у обучаемых с менее развитыми способностями проявляется при этом незначительное качественное увеличение результатов обучения. Эти обучаемые достигают максимального эффекта с педагогом, у которого аналогичный творческий потенциал. Иначе говоря, педагог устанавливает оптимальную связь и оказывает предпочтение тому психологическому типу мыслительной деятельности обучаемых, к которому принадлежит сам.

Проблема развития творческого потенциала педагогов многогранна. Так, знание большого объема фактического материала, умение его применять на практике часто отождествляются с высоким педагогическим уровнем. Однако даже передача этих знаний обучаемым требует умения такого преобразования знаний педагога, при котором он может показать обучаемым не готовые алгоритмы учебной деятельности, а процессы зарождения, развития и строгого обоснования гипотез, выдвинутых на основе эвристически-интуитивных рассуждений. Знания должны приобретаться не только на основе сложения, но, в большей мере, на основе развития их как системы. В процессе такого приобретения должны присутствовать и развиваться эвристические мыслительные навыки, которые имеют место в любой интеллектуальной деятельности. Выделить их, подчеркнуть и заострить на них внимание - первостепенная задача педагога.

Существуют и факторы, которые мешают протеканию эвристической деятельности. Основными из них являются:

- страх - самый опасный враг, особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех;

- чрезмерная самокритичность;

- лень, которую иногда понимают как закрепленную установку, направленную на то, чтобы избежать неприятных ощущений, связанных с утомлением.

Успешная эвристическая деятельность, реализованная в практике исследовательской работы, дает чрезвычайно плодотворные результаты.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122