Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

14. ОЦЕНОЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Эвристическая деятельность без развитого и осознанного навыка ее проведения характеризуется многими неоптимальными чертами. Хорошо известны случаи, когда некоторые обучаемые, особенно на начальных ступенях, пытаются найти решение задачи простым манипулированием ее данными. Это, конечно, предельный случай, но все же некоторые ученики пытаются найти решение задачи «наугад», т.е. на основе не направленной, не осознанной и не контролируемой деятельности, хотя именно здесь должна начинаться такая мыслительная деятельность, которую называют эвристической. Она проводится на основе правдоподобных рассуждений, эвристических правил и операций и выражается в сформулированных гипотезах и стратегиях. Поэтому чрезвычайно важны оценочные мыслительные действия - способность и умение проводить оценку одной из нескольких альтернатив решения до его практической проверки. Оценочные действия проводятся не только до и после завершения работы, но и многократно в ее процессе. Они служат своеобразными вехами на пути эвристического поиска, включающего различные этапы и стадии.

Эвристическая рациональность действий основана на интуиции, смутных субъективных ощущениях и не всегда достижима и контролируема в отличие от традиционной рациональности. Последующий ретроспективный анализ и методический разбор могут выявить рациональный и естественный путь решения. Решающий задачу должен стремиться сохранять равнодействующее направление между смутными ощущениями и ясными доводами. Подобное требование выражается следующим правилом: никогда не идите наперекор своим интуитивным ощущениям, но старайтесь взвесить все аргументы «за» и «против». Изучайте закономерности своего мышления, появления и развития идей. Наглядным примером рационального мышления, которое более всего приемлемо в науке, является математическое доказательство. Другой стороной рациональности выступает способность объединять вновь воспринимаемую информацию с той, что была известна ранее, включать ее в уже имеющуюся систему знаний, группировать и перегруппировывать данные задачи различными способами уже в процессе их восприятия. Все это обеспечит условия и создаст предпосылку развития способности легче генерировать рациональные идеи.

Основной принцип экономии деятельности выражается правилом: не делайте при помощи большего то, что можно сделать при помощи меньшего. Мы встречаемся с этим правилом, когда пытаемся получить решение, затратив меньше вспомогательного материала. Прежде всего необходимо тщательно исследовать возможность обойтись вообще без его привлечения. Если это не удается, то необходимо привлекать подсобный материал, более близкий к рассматриваемой задаче. Если здесь не находится ничего полезного, то можно перейти к более далеким областям и т.д. Разновидность такой разумной экономии выражается правилом: в своем поиске держитесь к задаче возможно ближе, но будьте готовы отойти от нее настолько далеко, насколько вынуждают обстоятельства.

Эвристический поиск продуктивен, если он характеризуется настойчивым желанием во что бы то ни стало найти решение, достичь цели. В нем предполагается мобилизация всех интеллектуальных ресурсов решающего задачу. Однако решающий часто не знает точно, какой мобилизованный материал ближе и скорее всего приведет к цели. Поэтому приходится рассматривать множество аспектов, деталей и выбирать наиболее перспективно пригодные. Такая работа кажется рутинной, не продвигающей решение. Но она не должна приводить к пессимизму. Не бросайте изучаемого вопроса, пока не иссякла надежда на появление какой-нибудь плодотворной мысли!

Одной из основных характеристик настойчивости является способность к доведению работы до конца. Имеются в виду не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к «доведению», к совершенствованию первоначального замысла.

Необходимым дополнением настойчивости является эвристическая гибкость - способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы, быстро и легко переходить от одного аспекта задачи к другому. Отсутствие этой способности называют инертностью мышления, которая проявляется в фиксированное™ его на первой выдвинутой гипотезе, на какой-то стороне задачи в ущерб другим ее аспектам. Проявляя настойчивость, необходимо следить, чтобы эвристическая деятельность охватывала новые детали и аспекты задачи. На каждом этапе работы надо стремиться охватить незатронутый участок и почерпнуть полезную информацию из того, что не пришлось еще исследовать. Отсутствие гибкости - это опасность повторить один или ряд приемов несколько раз без всяких перемен и без явного продвижения вперед. Особенно трудно отказаться от скомпрометированной гипотезы, если она «своя». Разуму свойственно рисовать воображаемые ограничения, которые затрудняют эвристический поиск.

Гибкость, или способность вовремя отказаться от неудачной гипотезы, может повлиять на весь эвристический поиск. Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, можно упустить время. А слишком ранний отказ от гипотезы приведет к тому, что не будет найдено решение. Во всей сложной умственной деятельности человека очевидным является то, что по мере продвижения вперед накапливается больше информации об изучаемом объекте. Одним из основных внешних источников выступает информация, накопленная в памяти решающего. Ему предстоит извлечь ее оттуда и целенаправленно приспособить к решению своей задачи. Но это не механическое извлечение, а сложнейший мыслительный акт - актуализация. Приспособление же к решаемой задаче извлеченной информации - ее организация. Актуализацию и организацию практически невозможно отделить друг от друга. Недостаточно обладать требуемыми знаниями в некотором потенциальном состоянии. Мы должны вспомнить о них, когда это становится необходимым, оживить и сделать пригодными для достижения цели, приспособить их к задаче, организовать их.

Механизм актуализации и организации информации при эвристически направленном поиске решения бывает различным. Вот один из видов, основанный на распознавании. Мы будем продвигаться вперед, если нам удалось распознать в задаче знакомый элемент. Так, распознав в сложном чертеже треугольник, мы надеемся с его помощью приблизиться к решению. И эти надежды обоснованы. Действительно, нам достаточно известны свойства этой фигуры и мы имеем некоторый опыт решения задач с этим объектом. Возможно, что та или другая из знакомых нам теорем или какое-нибудь из найденных ранее решений окажется пригодным и для рассматриваемой задачи. Так мы устанавливаем связь с обширной областью ранее приобретенных знаний, часть из которых оказывается полезной для решения рассматриваемой задачи.

Также рациональный способ решения задачи - это использование изоляции и комбинации: изоляция данных приводит к распаду целого на части, а комбинация их вновь объединяет по-иному, что заставляет эволюционировать наше понимание задачи.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122