Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

11. НАЧАЛО ЭВРИСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Процесс демонстрации методов эвристического решения в некоторой учебной, т.е. искусственно смоделированной ситуации, сопряжен с рядом сложностей, главная из которых - обоснование убедительности предпринятых эвристических шагов. Речь идет о том, что в саму процедуру демонстрации должно быть изначально заложено достаточное основание ее убедительности, мотивированности и целесообразности. Кроме того, процедура эвристической демонстрации должна в целом ряде ситуаций быть полной, т.е. раскрывать без пропусков всю последовательность взаимосвязанных компонентов доказательства. Иными словами, каждый этап доказательства должен быть мотивирован и оправдан с точки зрения предыдущего этапа. Такая пошаговая мотивация эвристических действий - задача эвристического оправдания, т.е. убеждения в целесообразности очередного этапа решения задачи.

В связи с этим становится понятно, что другим важным моментом демонстрации эвристических методов решения задач является принцип «установления связи» - необходимый компонент методики решения задач, состоящий в установлении связи между конкретной задачей и ранее накопленным запасом знаний. Любая процедура, направленная на упрощение задачи (а, следовательно, и ее решения), неизбежно подразумевает поиск такого рода связи. Этот поиск может основываться на аналитическом расчленении задачи (анализе компонентов) с целью нахождения аналогов или же на поиске аналогичных задач с приемлемыми вариантами решений. Таким образом, наличие обширного и, главное, хорошо упорядоченного запаса знаний и сведений является непременным условием успешного решения новых задач. Преимущественное значение имеет, конечно, не объем усвоенного материала, а умение своевременно и целесообразно использовать нужные его компоненты: главное - наличие многочисленных и хорошо структурированных связей между отдельными положениями и фактами, позволяющих быстро и безошибочно выделять в задаче самое важное.

В любой ситуации и в любой проблеме может быть обнаружена и прояснена определенная структура, а в этой структуре - ее основные составляющие. Основным структурным компонентом задачи с точки зрения ее решения является ключевой факт — характеристика основных свойств объекта задачи и его связей с другими компонентами.

Однако нахождение ключевого факта само по себе является задачей, которая в целом ряде случаев может оказаться достаточно сложной. Соответственно и подходы к ней могут быть весьма разнообразными. Во всяком случае, нет и не может быть абсолютно готовых рецептов для каждой эвристической ситуации. Иногда целесообразен интуитивный подход, намеренно отвлекающийся от всякой окончательной формализации процесса решения. В этом случае возникает первоначальное предвидение решения, т.е. своего рода непосредственное предощущение решения в мыслительном акте, позволяющее в общих чертах наметить возможные исходные варианты решения задачи. Разумеется, под эвристическим предвидением не следует понимать хаотический набор необоснованных догадок; напротив, речь должна идти о нахождении правдоподобного обоснования решения, которое затем может быть исчерпывающим образом проверено и подтверждено в ходе критического анализа проблемы.

Итак, хотя предвидение в целом ряде случаев является целесообразным и даже единственно оправданным способом приступить к решению задачи, оно, конечно, не может исчерпать всю методологию эвристического поиска. Поэтому обязательным компонентом всякого решения является составление плана, или критического описания процесса решения, под которым следует понимать формализацию (причем общезначимую) субъективно удовлетворительного способа достижения цели в поставленной задаче. Такая формализация может осуществляться несколькими взаимосвязанными путями сообразно качеству поставленной задачи и ее эвристическому статусу (реальная или искусственно смоделированная учебная ситуация и т.п.)

Одним из возможных подходов выступает ретроспективный анализ решения, заключающийся в критическом разборе степени оптимальности достижения цели в задаче. Другой подход, связанный с первым и отчасти совпадающий с ним, - методический разбор решения, т.е. анализ мотивов (разумеется, общезначимых) данного субъективного способа достижения цели в задаче, иллюстрирующий возможные альтернативные варианты решения.

Синтезом всех возможных подходов является общая эвристическая разработка решения - соединение описания процесса решения, ретроспективного анализа и методического разбора с целью установления предельной оценки пути решения задачи и нахождения инвариантов решения. Таким образом окончательно формируется универсальная модель подхода к решению определенного класса задач. Это значит, что обучаемый овладевает не только всей совокупностью теоретических методов и принципов эвристического действия применительно к некоторому классу ситуаций, но и приобретает необходимые практические навыки в принятии решений. Тем самым формируется основа для самостоятельной эвристической деятельности, способной учесть все многообразие ситуаций, характерное для любого реального исследования. Конечная цель - обеспечить гармоничное соединение правильно усвоенных нормативных приемов, интуиции, изобретательности и здравого смысла в подходе к решению задач.

Подготовка обучаемого к полноценному решению задач имеет первостепенное значение как в общеобразовательном, так и в воспитательном отношениях. Приобретая теоретические и практические навыки логического мышления, анализа проблемы и вместе с тем использования творческих эвристических приемов поиска решения, человек учится адекватно воспринимать разнообразные реальные и искусственные ситуации. Умение решать задачи позволяет правильно ориентироваться во многих учебных и научных дисциплинах.

Достижение перечисленных задач определяет требования к педагогу, который должен передать обучаемым не только отвлеченное знание принципов и фактов, но и умение применять полученные знания на практике. Поэтому в своей деятельности педагог должен руководствоваться принципом соединения предметной культуры с методической, который обеспечивает надлежащую организацию методической подачи материала в дидактической системе.

Поскольку эвристическая деятельность представляет собой такого рода интеллектуальные операции, которые используются с необходимостью вне зависимости от конкретной области применения, эвристические схемы мышления обладают универсальным характером. Это значит, что если при решении конкретной задачи выделяется хотя бы один общеоперационный элемент, то создается возможность системного подхода к решению целого множества аналогичных задач подобного класса.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122