Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 1

10. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ И ЕГО СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Учебная задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно не доступной цели. Цель, таким образом, достигается в процессе решения задачи с помощью найденного средства. Достаточно общее понятие «средство» вбирает в себя всю систему информационных и организационных действий при формировании решения. Для определенности использования понятия «решение» рассмотрим его смысловые значения.

Решение как объект, удовлетворяющий условию задачи. Так, если в задаче ставится цель решить алгебраическое уравнение, то решение (объект) - это корень уравнения, т.е. величина, удовлетворяющая уравнению. Решение как объект может существовать только у «задач на нахождение».

Решение как процесс, заканчивающийся нахождением неизвестного в «задаче на нахождение» или ликвидацией сомнения в справедливости или ложности утверждения, высказанного в «задаче на доказательство».

Чтобы решить задачу, необходимо найти хорошо продуманную схему операций (схему процесса решений), которая позволит прийти к цели. Решение задачи в общем случае представляет собой замкнутый цикл этапов и состоит в том, что действие, которое следует предпринять, выбирается на основе сопоставления существующего на данный момент состояния системы компонент задачи и того, что необходимо получить в результате решения. Схема рекомендаций в ходе процесса решения может быть такова:

- исследуй систему компонент задачи на данный момент;

- сравни это с тем, что хотелось бы получить, выясни различия;

- придумай, вспомни, найди и последовательно применяй операции, которые могли бы уменьшить существующее различие;

- продолжай последовательно применять различные алгоритмические и эвристические операции, пока не будут найдены операции, которые срабатывают;

- возвратись к первому этапу, если в результате применения операций не получил то, что хотел.

Шаги, которые в конечном счете оказались бесполезными, можно отбросить в процессе ретроспективного анализа. Сказать, что та или иная операция «срабатывает», - равносильно утверждению, что она допускает некую последовательность дальнейших операций, которая, возможно, закончится успехом. Таким образом, успех или неудача операции не является очевидной до тех пор, пока не будет проделано еще несколько шагов из пяти указанных в вышеприведенной схеме этапов. Эти попытки обычно приводят к возникновению новых задач, которые предстоит решить, а они, в свою очередь, порождают еще задачи и т.д. Следовательно, процесс решения задач должен и в состоянии рассматривать задачи внутри задач (подзадачи). Это согласуется с биологией мозга. Есть немало свидетельств о том, что в мозге имеются подсистемы, управляющие работой других подсистем. Кроме этого, процесс решения должен быть рекурсивным. Рекурсивное решение задачи - решение, схема процесса которого подчинена рекурсивному характеру мышления.

При рекурсии каждый акт действия или мышления использует результат предыдущего. Рекурсивный характер процессов мышления связан со способностью применять накопленную ранее информацию для использования ее с целью получения новой информации. Рекурсивное мышление включает элементы эвристического поиска, так как выбор прошлой информации часто не однозначен и требует правдоподобных рассуждений для его обоснования.

На рекурсивный характер интеллектуальной деятельности обратили внимание в связи с работами в области искусственного интеллекта. Даже повседневное поведение человека и используемые им способы подхода к решению бытовых задач носят рекурсивный характер. Этот подход отличен от индуктивного, основанного на выявлении закономерности в частных случаях и формулировки обобщающей гипотезы. При рекурсивном же подходе можно предпринять любой шаг на основе имеющейся информации, подготавливающий последующие, которые ведут к цели.

Понимание задачи как информационной системы представляет решение как процесс нахождения новой информации, ее преобразование и использование для установления согласованности в системе - задачи. Здесь проявляется одно из основных свойств мышления - получать новую информацию через включение объектов задачи в новые связи, вскрывать эти связи. Обычно в учебной задаче нет завуалированных связей и данных, «скрытых» требований и т.д. Учащимся остается применить формализованные законы, правила, формулы, которыми они оперируют как алгоритмами, и решать задачу, не задумываясь, к сожалению, над ее постановкой, необходимостью ретроспективного анализа решения и исследования качественных его сторон. Такое решение задач сознательно выхолащивает инициативу и воспитывает формализм в знаниях.

Процесс решения задачи крайне сложен, его трудно описать так, чтобы исчерпать многообразие его сторон. Любая теория может быть обвинена в схематичности и упрощении. В данном случае мы рассматриваем лишь место эвристических рассуждений и методов в этом сложном процессе.

Постановка задачи «для себя» - начало решения. Задача еще не является осознанной, хотя ее задали, например, на экзамене. Задача становится вашей задачей только тогда, когда вы осознаете ее как цель и хотите ее решить. После того, как вы поставили себе цель решить задачу, начинает проявляться избирательное внимание, при котором ваше мышление становится более доступным для той информации, которая связана с задачей, и менее доступным для остального. Вас стимулируют любое воспоминание, замечание, намек или факт, которые могли бы помочь решить задачу. Вы поглощены задачей. Регистрирование темпа продвижения - одна из характеристик способности к решению. Положительные или отрицательные эмоции зависят от скорости движения к цели и характеризуются выражениями: «Это выглядит неплохо», «Это могло бы помочь», «Плохо» и т.п. Темп продвижения зависит от многих факторов, и прежде всего опыта и интуиции, одаренности и направленности усилий.

Появление правдоподобных рассуждений наблюдается тогда, когда уверенность в правильности пути достижения цели вдруг исчезает. Например, вы можете чувствовать, что движетесь в правильном направлении, но эти чувства не формулируете словами. Однако вам может не повезти. Вы наталкиваетесь на трудности и у вас нет больше продвижения. Начинаются сомнения: «Было ли это хорошим началом?», «Правильное ли это направление?». После этого начинается анализ: «Направление казалось вполне правдоподобным, но почему оно правдоподобно?» Последующее обдумывание ситуации помогает выйти на более ясные соображения. Так развертывается эвристический поиск, который может начаться на любой стадии решения. В идеале система субъект-объект (где объект - задача), в которой проявляется мышление, может и должна (на достаточном уровне развития субъекта) быть саморегулирующейся системой.

 

2009-05-16 02:44:01 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122