Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История. Ч. 2

I. Ранний период нового времени. Зарождение капиталистического уклада. Опережающие темпы развития Европы сравнительно с остальными частями света. XV - XVII вв.

Возрождение, Ренессанс (фр.Renaissance) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - конец XV-XVI вв.). Раньше всего и наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Тому есть несколько причин. В Италии не существовало единого государства, за исключением юга полуострова, где располагалось созданное нормандскими рыцарями королевство Обеих Сицилии, и средней его части с Папской областью. Основной формой политического существования были относительно небольшие города-государства с республиканской формой правления, где довольно рано феодальная знать слилась с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому на большей части Италии феодализм в его полных и законченных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, необходимость изыскивать решения в сложной и тонкой политической игре ставили на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Разбогатевший простолюдин вполне мог войти в состав городского патрициата. Разнообразие политических форм и методов власти - от олигархической республики до тирании, сложность экономической жизни, далёкой от простоты натурального хозяйства классического феодализма, рождали потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Причём образованность должна была в корне отличаться от средневековой схоластической, так как нужны были знания об окружающем реальном мире, в котором споры о догматах веры могли мало чем помочь. На этой базе и появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Почему именно Италия стала центром Возрождения? Ведь сходные процессы происходили и во Фландрии, и в вольных городах Германии. Дело в том, что и средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы правильного, разумного мироустройства склонны были искать в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья, главным образом, отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовную свободу, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства, причём оно (искусство) принципиально изменило свою суть. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, являясь деталью собора, освящённым изображением, то есть были культовыми предметами, что нисколько не умаляет, естественно, их художественной ценности, то теперь создаются произведения, служащие исключительно удовлетворению эстетических потребностей. Это прямо связано с концепцией гуманистов о том, что жизнь как таковая должна приносить удовольствие, средневековый монашеский аскетизм отвергался принципиально. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265 -1321), Франческо Петрарка (1304 -1374), Джованни Боккаччо (1313 - 1375), все трое родом из Флоренции или её округи - самого богатого и развитого города Италии того времени. Собственно, они, особенно Петрарка, и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Возрождение принято делить на Раннее (начало XIV- конец XV вв.) и Высокое (конец XV - первая четверть XVI вв.). Кэтой эпохе относят величайших художников Италии - Леонардо да Винчи (1452- 1519), Микеланджело Буонарроти (1475 -1564) и Рафаэля Санти (1483-1520). Такое деление применимо непосредственно к Италии и, хотя наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Сходные процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения», наиболее яркой фигурой которого был Эразм Роттердамский (1466 или 1469 -1536), его часто называли «королём гуманистов».

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что при всей привлекательности новой идеологии она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, за редким исключением, не проникали. Да и самим гуманистам подчас были присущи весьма пессимистические настроения. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году, когда в падении Константинополя, открытии Америки видели явные признаки близкого пришествия Антихриста. Самые светлые идеалы гуманистов оказывались извращёнными, когда стремление к красоте вдруг оборачивалось стяжательством, освобождение от устаревших моральных норм - полнейшей безнравственностью, декларируемый принцип всемогущества человека - всевластием правителей. Но, несмотря на все издержки, узость социальной базы, Ренессанс закладывал основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской суверенной личности.

 

2009-05-07 17:29:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819