Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Правовое регулирование аудиторской деятельности

1.2.2. Ведомственный финансовый контроль

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления государственной отчетности.

Обязательность проведения ведомственного финансового контроля предусмотрена и Бюджетным кодексом РФ. Распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

Этот вид контроля осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля - сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Ведомственный финансовый контроль имеет определенные положительные стороны: в его осуществлении участвуют специалисты, хорошо знающие специфику отрасли, ее экономику и технологию, особенности учета и проведения ревизий, а вышестоящие организации, в пределах своих прав, могут оперативно применять конкретные меры по устранению обнаруженных недостатков. В то же время ведомственный контроль имеет и существенные недостатки: отсутствуют гласность и объективность, не соблюдаются и другие принципы контроля, такие как регулярность, оперативность, действенность. В комплексе с перечисленными недостатками они снижают качество и эффективность ведомственных ревизий и проверок.

В настоящее время в Правительство РФ внесены предложения по проекту постановления о ведомственном финансовом контроле. Это вызвано тем, что до настоящего времени министерства и ведомства РФ, органы управления субъектов РФ, а также различные объединения, ассоциации, союзы и другие органы управления, несмотря на кардинальные изменения, вызванные становлением рыночной экономики, создав собственные органы внутриведомственного финансового контроля (внутреннего аудита), все еще в основном продолжают руководствоваться Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 02.04.81 №325.

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с законами и иными нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля следует отнести:

- контроль со стороны кредитных учреждений (коммерческих банков);

- контроль со стороны акционеров и участников хозяйственных обществ (ревизионные комиссии);

- внутренний аудит, осуществляемый аудиторскими отделами экономических субъектов или вышестоящими (головными) органами управления экономических субъектов;

- внутрихозяйственный контроль;

- независимый или внешний аудит.

 

2009-05-06 18:11:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536