Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Правовое регулирование аудиторской деятельности

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Государственное регулирование аудиторской деятельности

Согласно п. 19 Временных правил организация государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действующей на основании Положения о Комиссии, утвержденного распоряжением Президента РФ от 04.02.94 №54-РП.

Комиссия является коллегиальным органом, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также по защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В своей деятельности Комиссия подчинена и подотчетна Президенту РФ. Им утверждается состав Комиссии по аудиторской деятельности.

Комиссия имеет право:

а) представлять на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

б) разрабатывать стандарты аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг;

в) направлять аудиторам и аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности;

г) выдавать генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности, аннулировать указанные лицензии в случае нарушения при проведении лицензирования законодательства в области аудиторской деятельности;

д) определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов;

е) привлекать на договорной основе к участию в разработке проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ, специалистов и экспертов, в том числе иностранных (п.5 Положения о Комиссии).

При Комиссии действует Консультативный совет, формируемый из представителей академических институтов и высших учебных заведений, аудиторов и представителей аудиторских фирм и их объединений.

По представлению Комиссии Правительством РФ утверждается порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер оплаты за проведение аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудиторской деятельности (п.20 Временных правил).

Как видно из Положения о Комиссии по аудиторской деятельности и Временных правил, основными направлениями государственного регулирования в этой сфере являются подготовка законодательства об аудиторской деятельности, разъяснение его применения и устранение его нарушений, выдача генеральных лицензий и ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений, определение порядка аттестации аудиторов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.94 № 482 генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности были переданы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ двум ведомствам - Министерству финансов РФ и Центральному банку РФ, которыми для проведения аттестации были созданы центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

О проделанной ими работе в части организации государственной регистрации аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, контроля за качеством аудиторских услуг сказано выше.

Стандарты аудиторской деятельности. Важное значение для становления цивилизованного аудита имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.

В соответствии с поручением Правительства РФ Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ была утверждена Программа действий на период 1998-1999 гг. по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов на основе разработанных на международной базе аудиторских стандартов.

К настоящему времени Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ одобрено и опубликовано более 20 стандартов, которые можно считать основополагающими. Среди них:

- Планирование аудита;

- Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита;

- Аудиторская выборка;

- Аудиторские доказательства;

- Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;

- Документирование аудита;

- Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;

- Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта;

- Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;

- Внутрифирменный контроль качества аудита.

Подготовлен и издан Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации решила признать соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных и рекомендованных ею к применению, основным критерием оценки качества аудиторских проверок и заключений.

Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

 

2009-05-06 18:11:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536