Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Правовое регулирование аудиторской деятельности

3.13. Контроль за качеством работы аудиторов

Контроль за качеством работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Основной аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов, т.е. менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.

Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.

Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита; во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.); в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством.

Контроль качества аудиторских услуг со стороны государства происходит в форме нормативно-правового регулирования, а также путем организации государственной регистрации аудиторских фирм, лицензирования аудиторской деятельности, квалификационной аттестации аудиторов. Этот контроль в большей мере носит профилактический характер для гарантии оказания аудиторских услуг на определенном профессиональном уровне.

Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (п. 15) предусмотрена возможность осуществления и последующего контроля качества проведения аудиторских проверок путем организации перепроверок органом, выдавшим лицензию, по собственной инициативе, заявлению заинтересованного экономического субъекта или предложению прокурора. Такие проверки контроля качества аудиторских услуг осуществляются ЦАЛАК собственными силами и с привлечением общественных профессиональных объединений. Однако механизм организации такого контроля нормативно-методическими документами до сих пор не определен.

В системе контроля качества аудиторских услуг определенное место должен занять контроль со стороны общественных профессиональных объединений, таких как аудиторские палаты и ассоциации.

Этический кодекс аудитора, принятый Аудиторской палатой России, имеет большое значение не только для воплощения в жизнь основополагающих принципов аудита, но и организации контроля за их применением.

Контроль за соблюдением этического кодекса аудитора должен стать частью единой системы контроля качества аудиторской деятельности. Эти контрольные функции сосредоточиваются в рамках общественных организаций аудиторов.

Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.

Контроль отдельных аудиторских проверок включает следующие понятия.

Делегирование полномочий - обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.

Надзор - обеспечение текущего контроля работы аудиторов, знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиента.

Проверка - проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки.

Общий контроль качества аудита основан на:

- определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность);

- профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;

- текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества.

Высокое качество аудита обеспечивает:

- обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри аудиторской фирмы;

- наличие жесткой системы внешнего контроля качества (налоговая инспекция и налоговая полиция).

Итак, контроль качества - это не только правила и процедура аудита, но и разумный подход. Система контроля качества должна носить предупредительный характер, снижающий (исключающий) вероятность нарушения профессионально-этических норм и аудиторского риска.

 

2009-05-06 18:11:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536