Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Правовое регулирование аудиторской деятельности

3.5. Оплата услуг

Важнейшей составной частью договора является оплата услуг аудитора и порядок расчетов. Прежде всего следует знать, что никаких норм или расценок за каждый час или день работы аудитора, установленных каким-либо государственным органом или ассоциациями аудиторов, в России в настоящее время не существует.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ).

Стоимость работ определяется в каждом конкретном случае индивидуально и зависит, как и стоимость других услуг, от спроса и предложения и, естественно, от объема выполняемой работы и числа специалистов, участвующих в проверке.

Во избежание различных недоразумений рекомендуется дополнительно составить протокол согласования договорной цены на проведение аудиторской проверки, где привести цену за один час услуг, предоставляемых одним аудитором. В дальнейшем это позволит заказчику проконтролировать работу группы проверяющих.

В Москве аудит «нулевого» баланса в настоящее время стоит 2 тыс. долларов. Проверка небольшой торговой компании будет стоить 3-5 тыс. долларов. Аудит банков и крупных компаний оценивается десятками и сотнями тысяч долларов. В газетах писали об одной из крупнейших российских газодобывающих компаний, которая заплатила за проверку аудиторской фирме с мировым именем чуть меньше 12 млн. долларов. Часовые ставки российских аудиторов в настоящее время сравнялись со ставками западных коллег, достигая 200-300 долларов США (см. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. М., 1997).

Ряд фирм принимает за основу оплаты услуг аудитора ставки главного бухгалтера или финансового директора.

При проведении аудиторских проверок по поручению правоохранительных органов оплата аудиторских услуг, согласно п. 10 Временных правил, должна производиться за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности организации - за счет средств федерального бюджета по тем же тарифам с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Вместе с тем необходимо отметить, что до настоящего времени ставки оплаты аудиторских услуг Правительством РФ не утверждены.

Маркетинговая служба консалтинговой группы «Интеллект» (см. Финансовые известия. 1997. № 45) провела опрос финансовых директоров и главных бухгалтеров 67 крупных предприятий металлургической, нефтехимической, энергетической и обрабатывающей промышленности, определивший требования при выборе клиентом аудитора.

Подавляющее большинство опрошенных заявили, что они выбирают аудиторов по рекомендации.

Значительно реже выбор делается на основании конкурса (тендера) -так поступают в основном госструктуры и крупные компании. С одной стороны, это позволяет избежать подозрений в ангажированности аудиторов, с другой - снизить «ценовую планку». Но чтобы привлечь к участию в соревновании серьезные аудиторские компании, предлагаемый проект должен быть достаточно крупным.

Наконец, в ряде случаев метод выбора предопределяет цель проведения аудита (например, когда необходимым условием для получения инвестиций, кредитного рейтинга или размещения ценных бумаг на международном рынке становится привлечение международной аудиторской компании). В этом случае клиент платит не столько за услугу, сколько за имидж.

Принимая решение о выборе аудитора, предприятия чаще всего учитывают четыре основных момента:

- наличие лицензии у фирмы и квалификационного аттестата у аудитора;

- профессионализм (деловая репутация фирмы);

- комплексность услуг;

- их стоимость.

Чтобы оценить профессионализм аудитора, многие предприятия предпочитают начинать работу с разовых консультаций и только убедившись в способности аудиторской фирмы решать отдельные задачи заключают договор на аудит.

Подавляющее большинство опрошенных заявили, что хотели бы получать не только аудиторское заключение, но и юридические консультации. По их мнению, участие юристов значительно повышает надежность аудиторской проверки.

Клиенты, имеющие западных корпоративных аудиторов, отмечают разницу в подходе к проверкам российских и западных аудиторских компаний. По словам опрошенных, «западники» проводят формальную проверку по жестким международным стандартам. Российские же компании большое внимание уделяют консультированию по налогам и бухгалтерским вопросам, гибко реагируют на меняющиеся потребности клиентов и не столько проверяют, сколько помогают. При этом качество оказываемых ими услуг, по крайней мере в части российской отчетности, часто оказывается выше, а расценки -ниже.

Тенденция параллельного ведения корпоративного клиента международным и российским аудиторами в дальнейшем будет развиваться. Такая политика позволяет достичь оптимального сочетания цены и качества: российский аудитор проверяет отчетность и консультирует, западный -трансформирует российскую отчетность в международные стандарты и заверяет ее своей печатью. При этом клиент экономит средства за счет более низких расценок российских аудиторов, причем разброс цен на российском рынке аудиторских услуг в настоящее время громаден - от 30 до 200 и более долл. в час.

Итак, при заключении договора необходимо определить стоимость услуг специалистов. Целесообразно принять за основу время, необходимое для проверки. На стадии переговоров надо определить «фронт» работ аудитора:

1) количество папок с документами, которые предстоит проверить;

2) определить, за сколько лет проводится проверка;

3) установить, сколько специалистов необходимо привлечь к проведению проверки.

Таким образом, оценка затрат на аудит зависит от объема и трудоемкости выборок, количества привлекаемых аудиторов и экспертов, а также возможных командировок и выездов на место.

Цикл проверки обычно равен двум-четырем неделям. На крупных предприятиях проверка может продолжаться и более месяца.

При определении стоимости аудиторской проверки рекомендуется учитывать следующие моменты:

1) аудитор должен обосновать предлагаемую стоимость услуг (желательно расчетом необходимого времени, количества привлекаемых специалистов и стоимости одного часа работы);

2) экономическому субъекту полезен предварительный анализ рынка аудиторских услуг, что позволит ему определить разброс цен. До начала переговоров с аудиторской фирмой заказчику надо оценить собственные возможности и ориентировочную сумму оплаты за аудит;

3) расходы на обязательную аудиторскую проверку надо закладывать в годовую смету расходов компании.

Существует и другая точка зрения на определение цены аудита, высказанная разработчиками аудиторских стандартов. Это выплата заранее оговоренной двумя сторонами стоимости аудиторских услуг, что стимулирует аудиторские организации к внедрению прогрессивных технологий аудита и сокращению времени, затрачиваемого на проведение аудиторской проверки.

При этом надо отметить, что мировая практика, а также практика некоторых транснациональных аудиторских компаний в России предусматривает предварительную оплату аудиторских услуг, что особенно актуально сейчас, в период кризиса неплатежей.

Сомнения в соблюдении аудитором профессиональной этики вызывает ситуация, когда оплата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные аудиторские услуги.

 

2009-05-06 18:11:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536