Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 2

Сильными позициями обладает исполнительная власть в парламентской форме правления в Великобритании. Здесь партия, победившая на парламентских выборах, становится правящей и формирует правительство, а вторая образует «официальную оппозицию ее величества», ожидая своей очереди для победы на следующих выборах. Премьер-министр, избираемый партией большинства в парламенте, обладает широкими полномочиями. Причем правительство вправе осуществлять далеко идущие изменения в обществе, такие, например, как национализация ряда ведущих отраслей экономики (при лейбористах) или денационализация и реприватизация (при консервативном правительстве М. Тэтчер).

2. Президентская республика.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Президентская республика - это форма государственного устройства, в котором президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он, как и парламент, избирается народом.

Президент в президентской республике руководит внутренней и внешней политикой государства и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего в этом случае избирается прямым всеобщим голосованием. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не может распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничить действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба эти института контролируются различными партиями.

Для президентской республики, особенно американской, характерен так называемый феномен раздельного голосования и «раздельного правления». Суть первого состоит в том, что значительная часть избирателей, голосуя за кандидата «своей» партии на пост президента, по списку кандидатов в законодательное собрание может поддержать представителей конкурирующей партии. Именно этим обстоятельством объясняется феномен «раздельного правления». В США это такое положение, когда Белый дом в Вашингтоне возглавляет представитель одной партии, в то время как в конгрессе большинство принадлежит соперничающей партии. Это, естественно, создает определенные трудности президенту при решении тех или иных проблем внутренней и внешней политики.

Сравнив преимущества и недостатки парламентской и президентской формы правления, М. Дюверже (р. 1917) пришел к выводу, что первая в ее различных формах позволяет обеспечить эффективность и стабильность системы управления. Она обладает большими возможностями для предупреждения и ограничения кризисов. Что касается президентской формы, то она создает условия для формирования социологических предпосылок авторитаризма и иных форм диктатуры, как это произошло в Германии в 1933 г., во Франции в 1940 и 1958 гг.

Следует отметить, что президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику. В ней почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где даже объявляется пожизненным главой государства.

3. Президентско-парламентская республика.

Третьей разновидностью республики является президентско-парламентская, или смешанная республика, при которой форма государственного устройства имеет «смешанный» характер, сочетая черты президентской и парламентской республики, а правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Президентско-парламентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. В данной разновидности республики руководящие исполнительные функции являются прерогативой и президента, и кабинета министров, ответственного перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. Здесь ключевую позицию занимает президент, опирающийся на мощный разветвленный бюрократический аппарат. Президент, от которого полностью зависят члены кабинета, разрабатывает стратегию экономического и политического развития страны. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент и назначить дату внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения.

Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Особенность этой формы государственного устройства состоит в том, что здесь возможен конфликт между главой государства и главой правительства. Так было, например, во Франции в середине 80-х и начале 90-х гг., когда Елисейский дворец - резиденцию президента занимал представитель социалистической партии, а пост премьер-министра - представитель правоцентристских сил.

 

2009-05-06 18:09:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839