Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Политология. Ч. 1

2.3.4. Политические учения XIX в.

Политическая мысль XIX в., связанная с победой Великой французской революции, утверждением индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется рядом общих закономерностей: 1) становлением, утверждением и расцветом таких важнейших направлений политической теории и практики, как либерализм, консерватизм, социализм, марксизм и др.; 2) пристальным вниманием к анализу социальных основ политики и к взаимодействию экономики и политики; 3) широким распространением позитивизма в изучении политико-правовой проблематики; 4) выделением в конце этого периода политологии в самостоятельную научную дисциплину.

2.3.4.1. Марксистская концепция науки о политике

Марксистская концепция науки о политике была разработана Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), которые пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства.

Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.

Уже в «Манифесте Коммунистической партии» было сказано, что капитализм, победивший в обществе, достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных общественных отношений. Эти отношения превратились в тормоз социального прогресса. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть (гигантские производительные силы), но и породила людей, которые направят это оружие против нее - пролетариат. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все те институты, которые ее охраняли. Ближайшая практическая цель пролетариев - завоевание политической власти.

Суть историко-материалистического подхода к политике состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Уподобление политической системы надстройке - исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что все явления политической жизни коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политической надстройки, но и определяет ее саму. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.

Следует учитывать, что Маркс и Энгельс были далеки от упрощенного понимания влияния базиса на надстройку. Базис оказывает на нее решающее воздействие по общему правилу, косвенно и лишь «в конечном счете». Его определяющая роль реализуется через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественной жизни (социальными закономерностями, взаимоотношениями классов, историческим опытом, традициями культуры, внешнеполитическими условиями).

Идея детерминации тесно связана с идеей об относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Обе эти идеи естественно дополняют друг друга и образуют в единстве теоретическую модель соотношения политических систем и социально-экономической структуры классового общества. Эта самостоятельность обнаруживается в движении надстроечных институтов согласно лишь им одним свойственным законам, в обратном воздействии этих институтов на базис только им одним присущим способом. Каждая часть надстройки, по Марксу и Энгельсу, проходит свои специфические фазисы развития. Самостоятельность надстройки вытекает из общественного разделения труда и связанной с ним дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Важнейшим элементом марксистского учения о государстве и праве является тезис об их классовом характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической надстройке качество классовости.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической надстройки пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных функций, прямо обусловленных классовыми антагонизмами, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто в социальной жизни такого общества не может быть объяснено вне контекста классовой борьбы.

В значительной степени из-за нее аппарат государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. В «Манифесте» подчеркнуто, что победивший пролетариат осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Пролетариат «в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения». Энгельс пишет: « Пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать».

У Маркса и Энгельса отмечаются и другие социальные свойства и функции государства, кроме репрессивно-карательных, но в идеологии революционного социалистического движения вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «государство - организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другим)».

Поскольку при жизни Маркса и Энгельса победоносных социалистических революций еще не было, они особенно пристальное внимание уделили анализу практического опыта Парижской Коммуны (1871) как рождающейся системы «управления народа посредством самого народа». При этом, с точки зрения Маркса, Коммуна явила собой образец не парламентарной, а работающей корпорации, одновременно «и законодательствующей, и исполняющей законы». Следовательно, Коммуна упразднила принцип разделения властей. И если раньше Маркс и Энгельс высказывались в пользу парламентской республики, то теперь именно республика типа Коммуны признавалась ими наиболее целесообразной формой пролетарского государства. Именно такая модель была положена в основу построения советского государства.

 

2009-05-06 17:31:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435