Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 1

6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

6.1. Физиологические основы индивидуальности. Роль физиологических факторов в формировании индивидуальных психологических особенностей

Психофизиология индивидуальных различий или дифференциальная психофизиология направлена на выявление биологических основ индивидуальных особенностей психики и поведения.

Физиологические основы человеческой индивидуальности наиболее последовательно исследовались в рамках концепции типологии свойств нервной системы - характеристики процессов возбуждения и торможения и их динамики, позволяющие судить об индивидуальных особенностях нервной системы, центральные положения которой первоначально были разработаны в школе И.П. Павлова и получили дальнейшее развитие применительно к человеку в трудах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

Первоначально о характеристиках нервной системы судили, исходя из того, какими особенностями характеризуется выработка условных рефлексов (скорость выработки, устойчивость рефлексов, возможности их переделки).

Наиболее хорошо изучено с этих позиций свойство силы, во многом определяющее функциональную выносливость или работоспособность, отражающую способность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение, не переходя при этом в состояние торможения. Для сильной нервной системы характерно более отчетливое проявление закона силы, в соответствии с которым при увеличении интенсивности раздражителя увеличивается величина ответной реакции. При сильной нервной системе наблюдается, как правило, низкая чувствительность, при слабой нервной системе - высокая.

Поведенческими проявлениями силы нервной системы являются: высокая сопротивляемость отвлекающему действию посторонних раздражителей, меньшая утомляемость и большее самообладание в экстремальных ситуациях.

В отдельную группу выделяются так называемые «скоростные» свойства нервной системы: подвижность, лабильность и динамичность.

Подвижность нервных процессов - это свойство нервной системы, характеризующее скорость смены основных нервных процессов (возбуждения торможением и наоборот).

Лабильность нервной системы отражает скорость возникновения и прекращения нервного процесса (классический показатель - частота слияния мельканий.

Свойство динамичности нервной системы характеризует легкость и быстроту генерации нервными структурами процессов возбуждения и торможения в ходе формирования положительных и тормозных временных связей. Экспериментальным показателем динамичности является легкость и быстрота формирования условных рефлексов. Жизненные проявления подвижности, лабильности и динамичности нервных процессов связаны с индивидуальными различиями в скорости выполнения отдельных заданий и, более широко, - в скорости обучения.

Баланс или уравновешенность нервных процессов определяется соотношением возбудительного и тормозного процессов по ряду первичных свойств. На поведенческом уровне преобладание возбудительных процессов проявляется в бурной реакции на раздражитель (например, ссора с продавцом, допустившим оплошность), преобладание тормозных - в уходе от конфликтов.

Индивидуальное сочетание свойств нервной системы, различное у разных людей, образует присущий данному человеку тип высшей нервной деятельности, который связан с темпераментом - соотношение устойчивых индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую сторону психической деятельности.

Традиционно принято выделять и характеризовать 4 типа темперамента, поведенческие особенности которых зависят от свойств нервной системы:

1. Сангвиник. Сангвиники отличаются активностью, общительностью и эмоциональной устойчивостью. Условные рефлексы образуются быстро и отличаются устойчивостью. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Структуры коры и подкорки характеризуются силой, подвижностью и сбалансированной возбудимостью.

2. Флегматик. Флегматики более медлительны и менее активны, чем сангвиники, эмоционально стабильны. Условные рефлексы образуются с нормальной скоростью и отличаются особой прочностью. Отношения между корой и подкоркой сбалансированы, что обеспечивает хороший контроль за поведением.

3. Холерик. Холерики эмоционально неустойчивы, отличаются плохо контролируемой активностью и общительностью. Условно-рефлекторные связи образуются медленнее, чем у сангвиника и флегматика. Повышена интенсивность подкорковой деятельности, не всегда регулируемая корой.

4. Меланхолик. Меланхолики отличаются невысокой активностью и эмоциональной неустойчивостью. Рефлексы слабые и образуются медленно. Снижена общая энергетика поведения. Низкий уровень активности коры мозга и подкорковых центров.

Известно, что в чистом виде перечисленные темпераменты встречаются довольно редко, поэтому возникает необходимость такого способа описания индивидуальных различий, который позволил бы охватить все их многообразие.

Отличительной чертой современного этапа развития дифференциальной психофизиологии является использование принципов системного анализа. Индивидуальность человека очень многогранна, представляется как многоуровневая иерархическая система, в которой выделяется разное число уровней, например, можно говорить об соматоморфологической, биохимической, физиологической индивидуальности. В психологической сфере особенности протекания поведенческих процессов индивидуальны прежде всего в силу различий характеристик нервной системы. Наконец, следует выделить социально-психологическую индивидуальность, свойственную только человеку и являющуюся отражением взаимодействия человека на всем протяжении его жизни с окружающим обществом.

Процессы, протекающие на физиологическом и психологическом, (а также всех других) уровнях, тесно взаимосвязаны, образуют сложную иерархическую структуру, характеристики которой определяют поведенческие особенности.

Тесная связь и взаимодействие между уровнями в структуре индивидуальности объясняет тот факт, что любое воздействие (например, прием химического препарата, изменение атмосферного давления, шум на улице, неприятные известия и т.п.) хотя бы на один из уровней (биохимический, физиологический, психологический и др.) неизбежно приводит к откликам на всех других уровнях и изменяет функциональное состояние организма человека, его субъективные ощущения и поведение.

 

2009-05-06 16:38:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122