Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 1

Информационная теория эмоций П.В. Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации, и что особенно важно, при недостаточной информации; положительные - при получении исчерпывающей информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.

С точки зрения П.В. Симонова, эмоция - это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Напротив, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом приводит к возникновению положительных эмоций.

Эта теория выдвигает на первый план оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

Изучение физиологических механизмов эмоций - многосторонний процесс, который включает эксперименты на животных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга, изучение особенностей эмоционального реагирования у пациентов с различными поражениями мозга, а также лабораторные исследования здоровых людей при переживании ими искусственно создаваемых эмоциогенных ситуаций.

Интересные результаты были получены при использовании электрической стимуляции мозга, в результате которой было установлено, что стимуляция некоторых его отделов через вживленные электроды может вызвать эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных.

В глубоких структурах мозга были обнаружены центры, раздражение которых вызывает ощущение удовольствия. Широкую известность приобрели опыты Д. Олдса, где крысам вживляли электроды в разные области одной из подкорковых структур - гипоталамуса. Крысы, обнаружив связь между нажатием педали и получением стимуляции, в некоторых случаях продолжали стимулировать свой мозг с поразительным упорством. Они могли нажимать на педаль по несколько тысяч раз в час в течение десяти часов, доходя до полного изнеможения. Участки гипоталамуса, которые крысы стремились раздражать, получили название центров удовольствия. По аналогии с этим были выявлены участки мозга, раздражения которых животных всячески старались избегать.

У крысы 35% клеточного пространства мозга связано с положительной эмоциогенной системой, 5 % - с отрицательной и 60% - с отсутствием побуждения к повторению или избеганию стимуляции. Принципиальная организация эмоциогенных систем мозга оказалась весьма сходной у представителей разных отрядов млекопитающих.

Электростимуляцию проводили также у некоторых больных во время операций на головном мозге. Некоторые из таких операций проходят без общего наркоза, поскольку манипуляции с мозговой тканью не вызывают боли. Во время подобной операции с больным вступали в контакт, и выясняли, что он испытывает при раздражении тех или иных точек. Больные нередко сообщали о приятных ощущениях, возникавших при раздражении участков мозга, которые примерно соответствуют расположению центров удовольствия у животных. Точно также были выявлены участки, раздражение которых вызывало неприятные ощущения.

Для изучения в лабораторных условиях физиологических проявлений эмоциональных переживаний здорового человека широко используется метод психологического моделирования, т.е. либо создаются условия, непосредственно вызывающие у индивида эмоциональное напряжение (например, критические замечания в адрес его деятельности в условиях эксперимента), либо испытуемому предъявляют внешние стимулы, заведомо провоцирующие возникновение тех или иных эмоций (например, показываются фотографии, вызывающие отвращение).

При изучении физиологических коррелятов эмоциональных переживаний обычно сравниваются данные, полученные в состоянии покоя и при эмоциональном напряжении. В подобных исследованиях используют те же показатели, что и при изучении функциональных состояний: динамика электрокожного сопротивления (ЭКС или КГР), реакции сердечно-сосудистой системы, изменения в характере электрической активности мозга (ЭЭГ показатели). КГР, измеряемая с поверхности ладони, широко используется в качестве индикатора эмоциональных состояний человека.

По величине КГР можно определить уровень эмоционального напряжения человека (причем установлен вид математической связи между силой эмоций и амплитудой КГР). В то же время по КГР практически невозможно установить качественную характеристику переживаемой эмоции, т.е. сказать, какие именно эмоции испытывает человек. Другими словами, КГР не может служить показателем однозначного определения специфичности эмоций, а являются индикатором неспецифической активации.

Изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, вне зависимости от того, идет ли речь о более редких или более частных сердечных сокращениях, являются наиболее надежными объективными показателями степени эмоционального напряжения у человека по сравнению с другими вегетативными функциями при наличии двух условий: эмоциональное переживание характеризуется сильным напряжением и не сопровождается физической нагрузкой.

Сильное эмоциональное напряжение без всякой физической нагрузки может существенно изменять частоту сердечных сокращений. Например, у переводчиков-синхронистов частота сердечных сокращений (ЧСС) во время работы иногда достигает 160 ударов в минуту. При этом даже значительная физическая нагрузка у них же увеличивает ЧСС только до 145 ударов в минуту. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что можно выделить ЭЭГ-показатели эмоционального напряжения. Установлено, что для состояния покоя характерно преобладание синхронизирующих влияний, что соответствует хорошо выраженному альфа-ритму. Одним из ЭЭГ-симптомов эмоционального возбуждения служит усиление тэта-ритма с частотой колебаний 4-7 Гц, сопровождающее переживание как положительных, так и отрицательных эмоций. По своему происхождению тэта-ритм связан с кортико-лимбическим взаимодействием. Предполагается, что усиление тэта-ритма при эмоциях отражает активацию коры больших полушарий со стороны лимбической системы.

В настоящее время еще нет полного представления обо всех возможных психофизиологических показателях различных эмоциональных реакций и состояний. Очевидно, однако, что в подавляющем большинстве случаев выделенные корреляты и средства диагностики эмоций не обладают необходимой мерой специфичности. Другими словами, изменения большинства показателей не позволяют судить о качестве мотивационного и эмоционального напряжения, а лишь о его динамике во времени и отчасти о силе.

 

2009-05-06 16:38:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122