Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

1.1. Современные представления о соотношении мозга и психики

Психофизиология - наука, изучающая физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Психофизиология использует методы, позволяющие регистрировать активность физиологических систем организма в процессе психической деятельности. Основная цель заключается в том, чтобы установить, какие физиологические механизмы обеспечивают эффективную адаптацию - приспособление организма к окружающей среде. Главная роль в этом процессе отводится центральной нервной системе и в первую очередь головному мозгу.

Мозг человека выглядит как небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из желеподобного вещества. Какое отношение это тело (средний вес которого составляет 1500 г) имеет к мыслям и чувствам? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса накапливает знания, заставляя тело совершать действия различной сложности: от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста или сложных манипуляций хирурга? В метафорической форме эти вопросы выражают суть основной проблемы психофизиологии - проблемы соотношения мозга и психики, психического и физиологического. Проблема соотношения психики и мозга, души и тела, разведение их по разным уровням бытия имеет глубокие исторические корни.

В европейской традиции термины «душа» и «тело» подробно рассматривались с научных позиций выдающимся философом и врачом Рене Декартом, жившим в XYII веке. По Декарту, тело - это автомат, действующий по законам механики только при наличии внешних стимулов. Именно Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта (хотя сам термин «рефлекс» был предложен спустя столетие). Душа, напротив, - особая сущность (субстанция), состоящая из непротяженных явлений сознания - мыслей. Именно мысль представляет собой наиболее доступный объект самонаблюдения. Отсюда знаменитое утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. Однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело, в свою очередь, способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Для объяснения этого взаимодействия Декарт предположил, что в мозгу человека находится специальный орган - шишковидная железа - «посредник» между душой и телом. Воздействие внешнего мира сначала передается нервной системой, а потом «некто» тем или иным способом расшифровывает содержащуюся в нервной деятельности информацию.

Таким образом, Декарт, четко разделив тело и душу человека, впервые поставил проблему их соотношения и дал первый вариант ее решения, получивший впоследствии название психофизического и/или психофизиологического параллелизма. Учение Декарта, состоящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного - получило название дуализма Декарта.

Подобных взглядов придерживались многие современники и последователи Декарта, например, выдающийся философ и математик Лейбниц. Согласно его представлениям, душа и тело действуют независимо и автоматически в силу своего внутреннего устройства, но действуют согласованно и гармонично, подобно паре точных часов.

Психофизиологическая проблема - проблема соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле), составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. Первое представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известное выражение: «Мозг вырабатывает мысль, как печень - желчь».

Психофизиологическое взаимодействие представляет собой вариант паллиативного, т.е. частичного решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не ушел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи XX века Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Целью психофизиологического исследования, по их мнению, должно быть выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда очень необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

 

2009-05-06 16:38:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122