Социальная психология управления
Безусловно, объективными являются и все внешние факторы, которые оказывают влияние на коллектив в целом и на его членов, - это коллективы смежных предприятий, семьи сотрудников, работа городских учреждений быта, транспорта, снабжения, культуры и отдыха и другие факторы макросреды.
К субъективным факторам будут относиться все внутриколлективные психологические образования: межличностные отношения, их характер и динамика; коллективные настроения, переживания и состояния, их тон и направленность; коллективные потребности и интересы, оценки и суждения, на основе которых вырабатывается коллективное мнение; коллективные нормы и правила, неписанные порядки и требования, которые образуют обычаи и традиции коллектива.
Решающее значение для формирования здорового климата имеет морально-психологическая направленность людей, их нравственная воспитанность, чувство ответственности за общественные дела, степень личного участия в производственной и общественной жизни коллектива, психологическая совместимость и сплоченность. Мировоззренческие факторы являются определяющими при формировании всех внутриколлективных образований, в том числе и морально-психологического климата.
Таким образом, морально-психологический климат - это не просто признак коллектива, а критерий его сформированности, определяющий степень его зрелости и нравственного здоровья.
В отдельных случаях некоторые психологические явления прямо зависят от количества людей в группе. Например, если в бригаде окажется человек, которому нечего делать, когда другие заняты работой, - это будет влиять разлагающе на морально-психологическую атмосферу больше, чем при недостатке людей в бригаде. Процесс сплочения в небольших группах (3-5 человек) проходит легче, чем в больших (свыше 50). В малых группах сильнее действуют эмоциональные факторы (симпатии, антипатии), но заметно падает значение коллективного мнения, снижается принципиальная требовательность людей друг к другу, а в больших коллективах - наоборот.
Но доминирующую роль при подборе людей в коллектив должны играть не количественные, а качественные факторы - личностные особенности людей, каждого работника. Не просто хороших людей надо набирать в коллектив - такой подход на уровне здравого смысла уже недостаточен, хотя еще доминирует, а людей, способных выполнить нужные для нормальной жизнедеятельности коллектива функции - производственную, общественную и психологическую.
У некоторых руководителей еще велик соблазн подбирать людей всецело по производственному признаку - опытных специалистов, мастеров-профессионалов, но такой подход однобок и таит в себе много изъянов. Во-первых, практика учит, что из «звезд» коллектив не всегда получается. Ни спортивная команда, ни производственная бригада без сочетания опытных и молодых работников не складываются. Коллектив должен быть собран не случайно, а составлен разумно.
Во-вторых, не учитывая других способностей и качеств людей и, в первую очередь, их социальной активности, руководитель вскоре станет перед проблемой: на кого возложить выполнение общественных функций - быть в коллективе психологическими лидерами и активистами, способными убеждать и мобилизовать, сплачивать и вести за собой людей. В современных условиях становится исключительно важным серьезный и квалифицированный подбор людей для выполнения этих функций.
Такой же подход должен быть и в плане психологическом: заботясь о создании в коллективе хорошего настроения, здорового, бодрого эмоционального тона, руководителю следует понимать, что в этом случае должен быть в коллективе человек - генератор такого настроения, оптимист, источник положительного эмоционального излучения.
Для формирования здорового морально-психологического климата имеют значение и другие пропорции. Например, не простой вопрос, сколько должно быть в коллективе женщин и сколько мужчин, холостых и семейных, и другие вопросы социального положения работников должны внимательно учитываться руководителем, чтобы сформировать сбалансированный по составу коллектив.
Практически это осуществить трудно. Не всегда качества специалиста-профессионала, активного общественника и человека общительного, притягательного могут сочетаться в одном лице. Кроме того, сложность заключается и в том, что каждый человек объективно пребывает в нескольких ролях и равноценное максимальной отдачей для коллектива все исполнять не всегда способен. Разглядеть в каждом человеке его способности и дарования и спрогнозировать, как они будут проявляться во взаимоотношениях с другими членами коллектива, - одна из самых трудных задач руководителя при формировании коллектива, выполнить ее под силу лишь руководителю творческому, психологически грамотному.
Стратегия отбора людей в коллектив должна строиться с таким расчетом, чтобы каждый человек был способен выполнить кроме производственной и полезные для коллектива общественную и психологическую функции и этим способствовать его нормальному развитию и плодотворной деятельности при выполнении производственных и воспитательных задач.
2009-05-06 15:52:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |