Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

Организационная структура коллектива состоит из подструктур: производственной, социальной и психологической. Организационная оформленность коллектива определяется прежде всего характером производственной деятельности предприятия, технико-экономическими условиями и уровнем производства, социальной значимостью результата труда. Это является основой производственной структуры, которая закрепляется штатным расписанием и функционирует на основе различных положений, приказов, инструкций, определяющих ее должностной состав, права, обязанности и ответственность каждого.

Правовыми нормами и инструкциями между членами коллектива устанавливаются и организационные отношения, к которым относятся отношения координации и субординации, выражающиеся в сочетании линейной и функциональной систем управления. Производственная и организационная структуры, как правило, совпадают, в рамках этой общей структуры формируются служебные отношения.

Основой социальной структуры коллектива являются профсоюзная и другие общественные организации. В рамках социальной структуры устанавливаются и регулируются нравственные отношения членов коллектива, формируются общественное мнение, коллективные оценки, устанавливаются традиции, складывается коллективное сознание.

Производственная и социальная организации составляют официальную (формальную) структуру коллектива.

Однако формальная структура не охватывает всей совокупности общественных отношений. В процессе совместной деятельности и общения между людьми на основе взаимной симпатии, антипатии, престижности, лидерства и других предпочтений образуются личные, неформальные, отношения. Формируется психологическая структура. Внутри нее происходит групповая дифференциация, у каждого человека образуется свой статус, свое особое положение в микрогруппе и в коллективе, отличающее его от положения других членов, и по степени активности, авторитетности, популярности, привлекательности в коллективе образуется своеобразная групповая иерархия, которая держится, в основном, на эмоциональных тяготениях.

Таким образом, психологические, неформальные отношения в формальной группе, в коллективе выполняют духовно сближающую функцию, облегчающую общение и совместную деятельность.

Но группа, в которой существуют только неформальные отношения, т.е. неформальная группа, независимо от того, какого уровня в ней будут внутригрупповые отношения, коллективом называться не может, это будет союз, артель, компания, но не коллектив. Коллектив - это всегда формальная, официально организованная группа, в которой производственная, социальная и психологическая структуры дополняют и усиливают друг друга, создавая прочное диалектическое единство.

Каждая из названных структур коллектива лишь предназначается для выполнения определенных функций, но сами функции выполняют люди. Таким образом, любая структура «оживает» тогда, когда люди начинают выполнять предназначенные для них функции. Только в этом случае образуется система производственных и социальных отношений, рождается коллектив. Подбор людей, способных выполнить все основные функции, в том числе их оптимальное количество, является важнейшей задачей руководителя.

Формирование общей цели, организация совместной деятельности, подбор людей для организационной структуры коллектива - выполнение этих важнейших задач не может осуществляться стихийно.

Морально-психологический климат - целостное, относительно устойчивое и типичное состояние, многообразно проявляющееся во всей жизнедеятельности конкретного коллектива. Это наиболее сложный и многозначный признак коллектива. Как каждая личность есть неповторимая индивидуальность, так и каждый коллектив имеет свое неповторимое «лицо», свой характер и отличается от других коллективов своей «индивидуальностью» - морально-психологическим климатом.

Термины «климат» и «атмосфера», заимствованные психологами из географии в период активного развития учения о коллективе, принесли с собой и логику понимания нового содержания: психологическая атмосфера понимается как явление подвижное, переменчивое, летучее, а социально-психологический, морально-психологический или психологический климат (слова синонимы) - как устойчивое, стабильное явление.

На образование морально-психологического климата в большей или меньшей степени, прямо или косвенно влияют абсолютно все факторы - объективные и субъективные, внешние и внутренние, стабильные и ситуативные, касающиеся данного коллектива. Специфика морально-психологического климата состоит в том, что он представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью кумулятивности, т.е. возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик группового состояния, не сводимых к одному суммарному признаку, но образующих в совокупности определенный тип климата. Этим можно объяснить исключительную сложность его изучения, заключающуюся в том, что поскольку климат это результат всей работы коллектива, то и изучать непосредственно его невозможно, его можно изучать лишь через проявления в отдельных аспектах жизнедеятельности группы, опосредованно.

При формировании морально-психологического климата надо учитывать социально-производственные факторы: технический и технологический уровень производства, условия этого производства, уровень организации и управления, охраны труда, культуру производства и другие.

Объективными являются и социально-психологические факторы: оптимальный по количеству и наиболее целесообразный по подготовленности для данного характера работы состав коллектива, организация и содержание всей общественной работы в коллективе, удовлетворенность членов коллектива трудом, его оплатой, взаимоотношениями в коллективе, общением с товарищами и др.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика