Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

3.2. Функции и роли руководителя

Руководитель - лицо, на которое возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Управленческая функция, таким образом, охватывает все многообразие работ и обязанностей, которые должен выполнять руководитель любого ранга в повседневной и перспективной деятельности в интересах своего коллектива. Понятие функции в явлениях социально-психологических многозначно, многопланово, оно включает в себя содержательный (что должно быть достигнуто), процессуальный или операционный (как, каким способом это может быть достигнуто) смысл. При узком, одномерном подходе к управленческой функции многозначность этого понятия затушевывается и не всегда понятно, идет ли речь о содержании цели и действий руководителя или о процессе, т.е. о способах достижения результата.

В этой связи в литературе по управлению встречаются различные точки зрения на понимание основных функций руководителя. Одни авторы считают, что главной является функция организаторская (иногда ее называют административной), в основе которой лежит процессуальная сторона деятельности, другие делают упор на содержательную, смысловую сторону управленческой деятельности и основной называют функцию воспитательную (воспитание, обучение, сплочение коллектива); третьи - обе эти стороны ставят в один ряд, не делая между ними различий.

Воспитательная функция руководителя - воспитание и обучение личности, формирование и сплочение коллектива, организация коллективной деятельности. Процессуальная функция руководителя - решение проблем во всех сферах жизни и деятельности коллектива.

Безусловно, и функция воспитательная (воспитание и обучение), и функция процессуальная обнаруживают много общего. В конечном счете они выполняют общую задачу - причинно обусловить (детерминировать) общественно необходимое поведение (деятельность) личности. В то же время эти две стороны деятельности руководителя качественно различны, они находятся в подчиненной связи между собой: «нельзя ни обучать человека, ни воспитывать его, - пишет А.И. Китов, - не умея управлять его поведением и деятельностью». В этой связи задачи управления, т.е. воздействия и взаимодействия, подчинения и взаимопонимания, согласования и координации, контроля и оценки встают перед руководителем раньше и острее, чем проблемы обучения и воспитания. Управление, регуляция деятельности и поведения, осуществляемые через непосредственное или опосредованное общение, всегда выступают средством достижения целей производственных, воспитательных, образовательных и др.

Процессуальную функцию руководителя иногда называют функцией принятия решений, но такая формулировка не точна, поскольку главное в деятельности руководителя не столько в том, чтобы принимать правильные решения, сколько в организации их безусловного выполнения. Более точно главный смысл деятельности руководителя схвачен в современной трактовке этой функции: руководитель решает проблемы во всех областях жизни и деятельности коллектива. Разница между выражениями «принимает решение» и «решает проблемы» очевидна.

Содержание деятельности руководителя бесконечно многообразно, как бесконечно многообразна и многопланова жизнь коллектива. Вопросы политики, морали и культуры, семейных отношений и быта, воспитания детей и личных увлечений, отдыха и состояния здоровья, поведения и взаимоотношений в коллективе, социальной активности и многие другие сегодня невозможно отделить от сугубо производственной деятельности человека и исключить из сферы влияния руководителя - они тесно переплетены и взаимосвязаны. Все эти и многие другие вопросы, иногда неожиданные, но вполне естественные в человеческих отношениях, в жизни любого коллектива, должны быть в сфере внимания руководителя, и решение их является его функцией.

Главная же функция руководителя в плане содержания его деятельности - воспитательная. Особенностью содержательных (смысловых) функций является то, что они ориентированы на перспективу, нацелены на причинное обусловливание будущего поведения и деятельности путем формирования относительно устойчивых психических образований как личности (убеждений, навыков, умений, свойств, привычек), так и коллектива (психологического климата, традиций, коллективного мнения), их конечная цель - изменение состояния сознания, сознательная регуляция поведения и деятельности.

Управленческая деятельность руководителя, каждая ее функция носит системный характер, следовательно, состоит из элементов - частных функций, преследующих конкретные цели. В определенных условиях некоторые из частных функций могут приобрести социальный вес в управленческой деятельности, стать актуальными, а какие-то - утратить свое значение. Например, специальной функцией руководителя коллектива является его деятельность по подбору соответствующих своему назначению кадров, расстановке людей с учетом их способностей и желания. Кроме того, на руководителя трудового коллектива возлагается еще одна обязанность, именуемая функцией полномочного представительства.

Классификация содержательных (смысловых) функций руководителя может осуществляться по различным основаниям, это могут быть функции служебные и неслужебные, общие и частные, производственные и социальные, объективные и субъективные, стратегические и сиюминутные, важнейшие, актуальные и второстепенные, определенные и неопределенные, однозначные и многозначные, благоприятные и неблагоприятные и т.п.

По существу любая обязанность руководителя, любая потребность в деятельности, в преодолении трудностей становится его функцией, если это прямо или косвенно затрагивает интересы коллектива. Более продуктивной является работа такого руководителя, в деятельности которого реализуется наибольшее количество различных функций, без разделения их на служебные и не служебные, формальные и не формальные, что свидетельствует о том, что руководитель своим влиянием охватывает широкий круг вопросов и проблем жизни и деятельности коллектива, глубоко и широко их знает, следовательно, может успешно управлять всеми внутриколлективными явлениями. Однако реальное выполнение каждым руководителем своих обязанностей в конкретной ситуации с учетом собственных способностей, индивидуальных особенностей людей и психологической атмосферы в коллективе будет различным, в этом случае руководитель будет играть социальную роль.

Социальная роль личности - соответствующий принятым нормам способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в коллективе. Повседневно выполняя основные управленческие функции -обучения, воспитания, сплочения коллектива и другие, руководитель, правильно оценив ситуацию в коллективе и учтя индивидуальные особенности людей, может выступать в различных ролях, например, педагога, политика, преподавателя, советчика, критика, наставника, режиссера, организатора, координатора, сценариста, контролера, агитатора, товарища, психолога, дипломата, утешителя, защитника, исследователя, поверенного в тайнах, оратора, кадровика, дирижера, стратега, артиста, распорядителя, мыслителя, опекуна, полномочного представителя, следователя, психотерапевта, постановщика, рассказчика и т.п.

В том случае, когда руководитель недостаточно хорошо ориентируется в ситуации, не учитывает индивидуальных особенностей людей, не оценивает психологической атмосферы в коллективе, в результате чего не умеет найти нужную манеру поведения, нужный тон и стиль общения с людьми, выполняя свои функции, он может оказаться в роли неприглядной, например, проповедника, прокурора, бюрократа, надзирателя, диктатора, обманщика, зажимщика критики.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика