Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 2

Типология цивилизаций не исчерпывается спецификой европейского и неевропейского развития, поскольку в истории человечества существовало и существует множество цивилизаций, имеющих большие или меньшие черты сходства и различия. По культурно-исторической общности можно выделить страны Западной, Восточной, Юго-Восточной Европы, а также США и Канаду, относящиеся к европейской цивилизации, но существенно различающиеся по характеру их культуры. По времени возникновения и гибели выделяются современные и умершие цивилизации. Согласно классификации Тойнби, в настоящее время существуют такие цивилизации, как западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная.

О. Тоффлер, Д. Белл, Кууси Пекка берут основание деления уровень развития производительных сил и выделяют следующие цивилизации, характеризующие в основном этапы их экономического развития: предцивилизация (архаическое, традиционное или первобытное общество); аграрно-ремесленная цивилизация; индустриальная, или промышленная, цивилизация. По характеру социально-политической жизни выделяются традиционные, либеральные и цивилизации промежуточного типа.

Сущностные характеристики общества основываются на цивилизации как крупномасштабной форме организации социальной жизни. Цивилизации имеют большую устойчивость во времени и пространстве, основываются на всеобщих нормах, регулирующих связи индивидов и социальных групп и определяющих как материальные, так и духовные предпосылки развития общества. Они являются важнейшим системообразующим началом общественной жизни, создавая всеобщие формы культуры и социальных отношений.

В настоящее время в большинстве словарей термин «цивилизация» рассматривается как синоним понятия «культура». В широком смысле под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, а в узком смысле только материальная культура.

В то же время еще в XIX в., прежде всего, в странах германского языка, понятие «культура» противопоставлялось понятию «цивилизация». Уже у И. Канта намечается различие между этими понятиями. О. Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент в развитии культуры. На анализе огромного фактического материала он пришел к выводу, что в истории человечества существовало и существует множество самобытных и эквивалентных по значимости культур, каждая из которых завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвения, которую Шпенглер называет цивилизацией. В концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и многих других цивилизация определяется как этап вырождения культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих органически жизненное начало, концентрирующееся в культуре.

Важный вклад в понимание сущности цивилизации был внесен этнографическими исследованиями XIX - XX вв., раскрывшими огромное богатство и многообразие духовного мира, быта, обычаев, экономики и культуры различных народов. Один из известных этнографов XIX в. Э. Тайлор отождествил культуру и цивилизацию, полагая, что оба эти понятия обозначают весь комплекс знаний, верований, морально-этических концепций, юридических установлений, привычек и практических навыков, приобретаемых людьми в ходе истории.

Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.

Подобное утверждение вполне уместно в рамках деятельностного подхода к пониманию культуры как внутренней направленности жизнедеятельности человека, ее духовного кода. Однако при ценностном подходе к культуре, при котором она рассматривается как нормативно-ценностное пространство бытия той или иной социальной общности, такое противопоставление культуры и цивилизации выглядит необоснованным, так как культура как надиндивидуальная реальность также является внешней по отношению к человеку.

Культура выступает в качестве важнейшего структурного элемента цивилизации, объединяющей в себе все проявления социальной жизни. Это связано с тем, что сами по себе цивилизационные нормы, выполняющие прогрессивную, созидательную роль, еще не гарантируют стабильность и сохранение общества. Они предполагают формирование людей, которые способны руководствоваться данными нормами, реализовывать их в своей деятельности, давать им собственное истолкование, и решающую роль в процессе этого формирования призвана играть культура.

Цивилизация и культура едины, они не существуют друг без друга. Цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура и цивилизация не тождественны друг другу. Культура есть свободная деятельность, предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества, совокупность материальных и духовных благ.

Термин «культура» первоначально обозначал целенаправленное воздействие на природу: возделывание, или культивирование почвы, а также воспитание человека. В позднеримской империи и в эпоху средневековья понятие культуры ассоциируется с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. В этот период возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Культура рассматривается как совокупность образцов поведения, как продолжение античной традиции духовной деятельности. В этом значении понятие культуры просуществовало вплоть до XVIII в.

 

2009-05-06 15:32:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
262728