Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 2

В 20-е годы XX столетия сформировалась новая самостоятельная область философского знания - философская антропология (учение о человеке), значительный вклад в становление которой внесли М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер. В дальнейшем она стала составной частью более общего комплекса знаний о человеке - общей антропологии, в которой, помимо философского, выделяются биологическое, теологическое (религиозное), социологическое, психологическое, культурное (этнографическое), структуралистическое, педагогическое направления.

Понятие человеческой личности выражают различные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, персона, организм. Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием «индивид» обычно обозначается как единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят. «Индивид» - это человек как единичный представитель какого-то целого - биологического рода, социальной общности, группы. Термин «индивидуальность», наоборот, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические, унаследованные и благоприобретенные свойства.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. В первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем, личность - это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин «личность» обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

На ранних этапах становления и развития общества характерной чертой общественного сознания был антропоморфизм, выражавшийся в уподоблении человеку и наделении человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных светил, животных, мифических существ. Позднее сложилось представление об особой природе человека, присущей только ему и отличающей его от других живых существ.

Понятие «человеческой природы» сформулировано философами и психологами самых ранних времен, которые считали, что каждый человек обладает в принципе психической или психофизической структурой, общей всему виду и отличающей человека от других животных. С давних времен существуют обобщения на тему о человеческой природе - «Характеры» Теофраста (362 - 287 до н.э.), «Размышления» Марка Аврелия, «Размышления или Сентенции и Максимы о морали» Д. Ларошфуко (1655), «Трактат о фальшивости человеческих добродетелей» Ж. Эспри (1678), «Характеры, или Нравы нашего века» Ж. Лабрюйера (1688). Для данных философов человеческая природа - это совокупность постоянных стремлений и мотивов, целей и ценностей, определяющих поведение человека.

Л. Фейербах сводил человеческую природу к совокупности способностей, потребностей и страстей, таких как сильные эгоистические желания, любовь, страх, радость, ощущение и мышление, чувство несчастья и стремление к счастью, способность к фантазии. Он предполагал биологическую конкретизацию человеческой природы по полу, возрасту и т.д. Соглашаясь с Фейербахом, что человек есть природное существо, К. Маркс утверждал, что окружающий человека предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных отношений, который одновременно является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед ним человеческой психологией. Осваивая эту книгу, человек становится человеком. Согласно Марксу, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Классический психоанализ, созданный 3. Фрейдом, исходит из иного понимания природы человека. Он выделяет в человеческой психике, помимо сознания, область бессознательного, определяющего поведение, деятельность, всю жизнь человека. Психика подчиняется двум принципам: реальности, которой руководствуется сознание, и наслаждения, которым руководствуется бессознательное. Фрейдизм и неофрейдизм (Э. Фромм, К.Г. Юнг) исходят в понимании человека из его психосоматической природы, концентрирующейся вокруг так или иначе понятого бессознательного психического начала.

Экзистенциализм, или философия существования, в ее нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде эта концепция представлена в философии Ж.-П. Сартра, утверждающего, что у человека существование предшествует сущности, человек сам создает свою сущность и самого себя и осуществляет это каждодневно. Он сам творит свое бытие, отвечает за свой выбор и испытывает при этом чувство глубокой и полной ответственности.

Русской философской школе очень близка идея двойственной природы человека. В частности, Н.А. Бердяев считал, что человек может познавать себя сверху из своего света и божественного в себе начала, а может познавать себя снизу, из своей тьмы, т.е. из подсознательного и демонического.

Дж. Дьюи сводит многообразие значений выражения «человеческая природа» к четырем основным:

1) человеческая природа

- это то же самое, что и определенная врожденная и первичная биохимическая конституция, общая всему виду;

2) человеческая природа

- это совокупность устойчивых психологических сил и свойств, управляемых специфическими законами, из которых вытекают основные неизменные стремления человека;

3) человеческая природа характеризуется восприимчивостью и способностью отбора впечатлений и она лишена каких-либо активных компонентов, врожденных мотиваций и стремлений;

4) человеческая природа не является ни биологической конституцией, ни структурой психики, она проявляется в создании культурных ценностей, общественных институтов, моральных идеалов, именно в этих творениях, свойственных человеческому виду, следует искать основные черты человеческой природы.

Многие философы и ученые, признающие двойственность и противоречивость человеческой природы, наличие у человека стремления как к созиданию, так и к разрушению, связывают положительные тенденции в эволюции человека и перспективы социальных перемен с гуманизацией общественных отношений, с установлением и укоренением в сознании людей общечеловеческих норм.

К. Маркс в работе «Нищета философии» отмечал, что вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы. Человеческая природа подвергалась постоянным изменениям на протяжении всей истории человеческого общества, и вместе с ней изменялись представления о человеческой природе. Человеческая природа не представляет собой некую неизменную структуру, данную раз и навсегда, а является структурой открытой, динамичной, подвергающейся непрекращающимся историческим преобразованиям.

«Природа» людей, живших в первобытных обществах, свидетельствовала о зависимости человека от окружающей его природы. Эта зависимость была следствием низкого уровня развития производительных сил, обусловивших неразвитость духовной жизни, ограниченные возможности самореализации и саморазвития человека. Однако эти возможности расширялись одновременно с постоянным преобразованием природы, развитием труда как своеобразной человеческой целенаправленной и сознательной деятельности, созданием «искусственной» человеческой среды и гуманизацией природы.

 

2009-05-06 15:32:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
262728