Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 1

2.3.5. Философия Г. Лейбница

Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) противопоставил учение о множественности субстанций, или монад. Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения конститутивных (определяющих) элементов бытия. У Лейбница этим термином обозначается самостоятельно существующая субстанция.

Монада проста, не состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Сущность каждой монады составляет деятельность, т.е. во-первых, представление, или восприятие, во-вторых, стремление.

Представление идеально, его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов. Можно только допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом.

Монады различаются по своему рангу в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, т.е. переходит на уровень осознанный. В этом смысле они составляют «единую лестницу» живых существ, низшие ступеньки которой образуют минералы, затем -растения, животные, человек, на вершине лестницы находится высшая монада - Бог.

Монады замкнуты, поэтому совершенно исключено их воздействие друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, обособленной вселенной. И в то же время любая монада воспринимает и как бы переживает в себе самой весь космос во всем его богатстве и многообразии, только далеко не все монады обладают светом разума. Даже разумные монады - человеческие души - имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных представлений, и только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания.

2.3.6. Характерные особенности философии эпохи Просвещения XVIII века

XVIII век в истории научной мысли получил название эпохи Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга ученых, стало распространяться вширь, выйдя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Оно стало предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагавших последние достижения науки и философии.

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.

В более широком смысле рационализм рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных классов, социальных слоев и групп на определенном этапе общественного развития. В этот период он состоял из различных (по философско-мировоззренческой и политической радикальности) учений и отражал взгляды, настроения, потребности буржуазии в ее борьбе против абсолютизма, феодализма и католической церкви. В центре всех философских учений того времени находится активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. А поскольку разум есть источник всей субъективной деятельности человека, постольку человек по своей сущности является разумным существом, признанным стать властелином мира и перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Рационализм XVIII века существовал в двух вариантах: идеалистическом и материалистическом. Представители идеалистического рационализма отделяли разум как специфическую сущностную характеристику человека от его обладателя и наделяли самостоятельным существованием. Представители материалистического рационализма связывали законосообразное устройство мира с внутренне присущими материи свойствами.

Другими характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире, и деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

2.3.7. Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо

Одним из выдающихся представителей философии французского Просвещения был Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), взгляды которого во многом расходились с позицией большинства французских просветителей. Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально-философском сочинении он выступил против современной цивилизации как цивилизации неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный образ жизни.

Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и регрессом в жизни общества. Первой ступенью неравенства было появление прав собственности и деление общества на богатых и бедных. Второй ступенью было возникновение государства на основе общественного договора между богатыми и бедными, в результате чего возникла новая противоположность - между сильными и слабыми, между господствующими и подвластными.

Третьей высшей ступенью неравенства стал переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе, когда изначально выборные магистраты превратились в наследственные. На этой ступени все люди становились равными в том смысле, что перед деспотом каждый из них был никем. Исходя из этого, Руссо утверждал необходимость замены состояния общественного неравенства новым состоянием - общественного равенства. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Опору общественного порядка Руссо видел в частной собственности, основанной на личном труде. С ней он связывал возможность устранения деления общества на богатых и бедных.

 

2009-05-06 13:21:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627