Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судебная риторика

Риторический пафос

Пафос не является выражением реального эмоционального состояния ритора. Если участник судебного заседания будет всегда воспроизводить полноценные эмоции, то он просто обречен на нервные заболевания. Ритор использует речевую технику, создающую эмоциональный образ предмета речи, в рамках которого формируются ораторские страсти - эмоциональные оценки предмета речи в его отношении к предложениям ритора. В аргументации пафос имеет определяющее значение.

Во-первых, проявление индивидуальности ритора возможно только через пафос: высказывание отличается от других и выделяется в общем потоке речи не новыми идеями, которые возникают редко, не приемами обоснования, которые воспроизводятся в аргументации, не этичностью, которая уподобляет ритора аудитории, а именно пафосом, побуждающим аудиторию переживать предмет речи и предложение ритора.

Во-вторых, риторическая аргументация всегда имеет дело с предметами, относительно которых возможны различные мнения. Никто не станет обсуждать проблему, к которой безразличен, и никто не примет неинтересное предложение.

В-третьих, в риторике присоединение означает готовность к действию в определенном направлении. Чтобы действовать нужна воля, а воля пробуждается эмоцией - стремлением к цели.

Существуют четыре основные типа пафоса - литературный, сентиментальный, романтический и реалистический.

Литературный пафос представляет собой (с точки зрения речевой техники) смысловую перспективу высказывания, в которой имеются три опорные позиции: образ автора, предмет речи и общее место.

Сентиментальный пафос - строится на рефлексии личного переживания предмета речи, которая обнаруживает несовместимость различных сторон или свойств личности в их отношении к предмету, в результате чего возникает эмоционально-оценочное раздвоение личности. Это раздвоение должно приводить либо к отрицанию сторон личности, несовместимых с предметом, либо к отрицанию предмета как несовместимого с личностью, либо к частичному изменению и личности, и предмета.

Сентиментальный пафос - сильный и опасный инструмент эмоционального убеждения, и обращаться с ним следует осторожно. Часто сентиментальный пафос возникает от плохого понимания предмета, да и сам по себе он не способствует трезвости мысли, которая замутняется эмоциональной рефлексией, в результате чего пафос неверно направляется.

Другая, неменьшая опасность сентиментального пафоса (кстати, весьма распространенного и любимого русскими риторами) в том, что он легко создает состояние внутренней раздвоенности и отрицания реальности, которые в массовой коммуникации приводят к разрушительным умонастроениям в обществе. Поэтому этичный ритор осторожно относится к сентиментальному пафосу и применяет его так, чтобы не навредить своей аудитории.

Романтический пафос - строится на таком отношении личности к предмету, при котором личность и предмет предстают как отдельные и уникальные, но взаимосвязанные таким образом, что предмет содержит вызов личности в виде угрозы, интереса, задачи, ценности и т.д.

Романтический пафос наиболее распространен, так как он связан с повышающей аргументацией, то есть с развитием представлений аудитории в направлении более высоких идеалов, а следовательно, позволяет ритору вести за собой аудиторию, предлагая новые для нее идеи и хорошо разработанные обоснования. Кроме того, романтический пафос делает возможным широкий спектр сильных и конструктивных риторических эмоций.

Реалистический пафос - основывается на отождествлении образа автора с нравственным, эстетическим или иным идеалом, который вступает в конфликт с предметом речи. Модальность высказывания строится так для того, чтобы уравнять образ автора с аудиторией и навязать ей позицию идеала-автора. Отчего представление предмета строится так, чтобы оно объединяло наиболее тривиальные формы опыта автора и аудитории. Реалистический пафос направлен либо на приведение предмета речи в состояние, совместимое с образом автора, либо на изменение аудитории в том же направлении. Реалистический пафос строится на соотношении «я» отправителя или получателя речи, предмета и «идеала». Сказанное означает, что реалистическим пафосом следует пользоваться очень осторожно, учитывая, что его созидательные возможности ограничены.

Риторическая эмоция (частный пафос) является направлением общего пафоса на конкретную положительную или отрицательную ценность, например: патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, веру.

Необходимо особо подчеркнуть, что частный пафос на суде часто бывает именно отрицательного направления. И ненависть, как правило вызываемая обвинителем у аудитории по отношению к обвиняемому, и жалость (а отнюдь не сострадание), вызываемая по отношению к нему же защитником - чувства вредные.

Надо помнить, что со времен Аристотеля цели судебной речи не изменились - это справедливость и общественное благо. Ни ненависть, ни жалость к ним не ведут!

Риторический этос

Нормативная сторона в судебной риторике играет абсолютную роль. Поэтому понятие этичности для правовой словесности весьма важно. Аргументация в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным. Этика публичной аргументации связана с нормами, которые принимаются в одинаковой степени ритором и аудиторией и с точки зрения которых оцениваются как публичные высказывания, так и участники общения.

 

2009-05-06 12:58:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
262728293031