Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судебная риторика

Фигуры мыслей, действующие на воображение:

а. Изображение (hypotiposis) - видение, живая картина, представляющая предмет или происшествие так живо, как будто оно действительно происходит в глазах ваших, и мы видим его. Она легко воспламеняет страсти: удивление, жалость, досаду, мщение и пр.

б. Одушевление (prosopopoeia) - волшебство чувств, когда бездушному или отвлеченному предмету дается и жизнь, и действие. Сия фигура сильно поражает воображение.

в. Заимословие (sermocinatio) - прекрасный оборот, влагающий слова в уста отсутствующего или умершего. Часто сия фигура соединяется с одушевлением, когда бездушному предмету сверх жизни и действия даются слова.

г. Противоположение (antithesis) - искусство противополагать предмет предмету (контрасты) или мысль мысли.

д. Сравнение (parallellus) - сильное сличение подобных предметов, близких действий или свойств. Сия фигура особенно свойственна древним русским стихотворениям.

е. Определение риторическое (descriptio, Paraphrasis) - описание, вычисление главнейших качеств, важнейших свойств и принадлежностей, пленительных для воображения.

ж. Напряжение (energia) - собрание многих кратких и сильных мыслей об одном предмете. Сходна с наращением. Разность: та постепенна и убеждает разум, а напряжение усиленно и внезапностью действует на воображение.

з. Превышение (auxisis) - говорить больше, нежели сколько разуметь должно.

и. Умаление (me/'os/s, Tapinosis) - говорить меньше, нежели сколько разуметь должно.

к. Невозможность (impossibile) - трудно сравнивается с невозможным и последнее почитается удобнейшим.

Фигуры мыслей, пленяющие сердце:

а. Сообщение (Communicatio) - доверенность к слушателям, когда ссылаемся на совесть их. Она показывает добродушие, совершенную уверенность в истине и тем самым пленяет сердце.

б. Сомнение (Dubitatio) - приятное недоумение, трагическое борение страстей, показывает неизвестность, чему следовать, на что решиться. Всякому приятно поверять собственное сердце в чувствах другого.

в. Умедление (Sustentatio) - мысли и слова клонятся в одну сторону, а действие неожиданно переходит в другую. Сия неожиданность приятна сердцу.

г. Обращение (Apostrophe) - живое чувство, говорящее к отсутствующему, бездушному и даже отвлеченному предмету. Оно предполагает во всем жизнь и трогает душу.

д. Прохождение (Praeteritio) - показывая вид, будто желает умолчать, вычисляет все и, чем неприметнее, чем добродушнее, тем сильнее увлекает сердце и даже убеждает разум. Употребляется также при вычислении многих доказательств или свидетельств, ибо говорит в полтона, мимоходом.

е. Удержание (Aposiopesis) - нечаянно прерывает речь, не докончив мысли или чувства. Сходна с умолчанием: та недоговаривает одного слова, а удержание - целой мысли.

ж. Заклинание (Execratio) - призвание всех бедствий: на голову ненавистную или на свою собственную за нарушение клятвы.

з. Желание (Votum) - прошение, требование всех благ или чего-либо чрезвычайного для себя или для существа, милого сердцу. Употребляется в заключениях описаний и речей.

и. Вопрошение (Interrogatio) - превращение мысли или чувства в вопрос, не требующий ответа.

к. Восклицание (Exclamatio) - невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти. К ней относится и совосклицание (Epiphonema)

- тоже восклицание, но только всегда оканчивающее речь и притом заключающее в себе важную мысль.

Оценить полезность всех этих приемов, можно только очень внимательно продумав возможность их использования в судебной речи.

Существуют еще два элемента общей риторики.

4. Память (memoria). Перед тем как произнести отобранный и записанный материал речи, необходимо его запомнить. «Память есть крепкое в разум взятие вещей словесных», - читаем в «Риторике» 1620 года. Но как осуществить это закрепление в памяти? Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приемов существуют универсальные приемы подготовки к произнесению будущей речи. В сущности вопрос памяти - это вопрос домашней проработки материала речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, чем богаче «копилка» его памяти. Он может делать это в разной форме:

- заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста («зубрежку» как механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста);

- неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении;

- пропитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания;

- произнесение речи без письменного текста - самостоятельно или перед кем-то;

- пропитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

5. Произношение и телодвижение (pronuntiatio). Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается уже с оценки внешнего вида оратора и его произношения.

«Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны» (пословица). Неслучайно великий древнегреческий оратор Демосфен называет главным в ораторском искусстве «произношение и телодвижение».

В произношении необходимо обращать внимание на ряд моментов: темп и ритм, пауза, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка дыхания. Манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только при помощи языка, но и с помощью тела: «говорят» руки, ноги, поза, мимика и т.д.

Частная риторика

В частной риторике рассматривают правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Вот как определял частную риторику Н.Ф. Кошанский: «Частная риторика есть руководство к познанию всех родов и видов прозы, она изъясняет содержание, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки каждого сочинения, показывая притом лучшие, образцовые творения и важнейших писателей в каждом роде.»

Современная риторика должна включить в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности. Воспользуемся схемой Ю.В. Рождественского:

1) устная речь: а) дописьменная речь, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор); б) риторическая речь, то есть устная речь, которая может иметь письменный прототип (политическая, судебная, эпидейктическая, учебная, пропагандистская, проповедническая); в) репродуцирующая, то есть устно копирующая письменную речь (дикторская, театральная);

2) письменная речь (письма, документы, сочинения);

3) печатная словесность, литература (художественная, научная, журнальная);

4) массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.

 

2009-05-06 12:58:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
262728293031