Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судебная риторика

Действие и претерпевание. Один из термов предстает как субъект действия, а другой - как его объект. Наличие субъекта предполагает объект и наоборот.

Основание. Этот топос связывает субъекта и действие, и его использование осмысливает факт, так как позволяет включить его в класс или разряд - различные деяния группируются в практике именно по основанию принятых решений, и безосновательное действие даже может рассматриваться как нереальное.

Средство. Этот топос обыкновенно связывает замысел или действие с целью, в отношении к которым средство рассматривается как уместное или приемлемое. Совместимость цели и средств - один из наиболее распространенных ходов судительной аргументации, с помощью которого оценивается как само действие, так и деятель.

Образ действия. Образ или способ действия по значению близок к средству, но их следует тщательно различать. Средство выбирается и оно внешне по отношению к действию, в то время как способ является присущим свойством действия.

Внешние топосы

Высказывание можно привести к различным топосам и тем самым включить в несколько смысловых рядов, в рамках каждого из которых оно будет осмысливаться по-своему, так как условия его истинности и содержательной оценки различны. Искусство аргументации во многом определяется умением приводить суждения к нужному топосу, а подмена топоса - один из наиболее распространенных способов введения в заблуждение.

Риторический аргумент содержит предложение, положение и доводы.

Предложение - суждение, которое ритор выдвигает для обсуждения. Если предложение несамодостаточно для согласия аудитории, оно подкрепляется доводами - высказываниями, связанными с ним по смыслу и делающими его более очевидным, приемлемым, привлекательным. Заметим, что именно доводами, а не аргументами, ибо не гарантировано, что они ими станут.

Положение - суждение, в котором содержится топос аргумента и к которому приводится предложение.

Риторическая аргументация, как и во времена Квинтилиана, связывает частный случай (казус) с нормой, правилом, положением (тезой), которая и содержит топос. Топос аргумента - смысловое ядро тезы, к которой приводятся данные. Топос может быть выражен в различных формах - догматического положения, правовой нормы и т.п. При различных способах выражения топос остается отношением двух значимых категорий, совместно образующих сложное именование, каждый член которого может быть субъектом и предикатом ценностного суждения.

Таким образом, различаются топос аргументации и топос аргумента. Топос аргументации может быть внешним и внутренним, внешний топос содержит соотносящиеся категории, внутренний - способ соотношения категорий. Топос аргумента всегда соединяет внешний и внутренний топосы аргументации, потому что он выражен в конкретном высказывании и оформлен.

Общий топос, к которому приводится высказывание, определяет характер операций с топосом аргумента, поскольку он включен в определенную иерархическую систему. Реальное место топоса в иерархии устанавливает риторическую правильность аргументации.

Иерархию топосов можно представить в следующем виде:

1.Наука.

а. Математика и логика.

б. Гуманитарная наука: философия, история, правоведение, искусствоведение, география, социология, психология и т.д.

в. Естественная наука: физика, астрономия, химия, биология, геология.

г. Прикладная наука: педагогика, медицина, технология, экономика, политология, экология, военная наука.

2. Право.

а. Принципы права.

б. Действующее законодательство.

в. Судебная практика.

г. Юридический обычай.

3. Исторический опыт.

а. Месторазвитие общества: задачи национально-государственного строительства.

б. Образование и профессиональная подготовка населения.

в. Состояние цивилизации.

г. Нормы социальной организации общества.

д. Природные ресурсы и окружающая среда.

е. Прецеденты решений.

4. Искусство.

а. Логические искусства: метрология, гармония, перспектива, элоквенция, поэтика, информатика.

б. Мусические искусства: музыка, литература, живопись, ваяние, танец.

в. Практические искусства: зодчество, дизайн, техника, военное дело, домоводство, администрация, политика, маркетинг.

5. Личный авторитет.

а. Семейное воспитание.

б. Образование.

в. Моральный уровень.

г. Творческие способности.

д. Карьера и практический опыт.

6. Государственные институции.

а. Персональная суверенная власть.

б. Органы судебной власти.

в. Органы законодательной власти.

г. Органы центральной исполнительной власти.

д. Местные органы власти.

7. Общественная мораль.

а. Национальная честь и достоинство.

б. Общественное благо.

в. Профессиональная этика.

г. Семейные установления.

д. Обычаи - общепринятые нормы поведения.

8. Политическая система.

а. Политические принципы.

б. Политический опыт.

в. Политические партии и программы.

9. Общественное мнение.

Опыт публичной аргументации показывает, что нарушение принципа риторической правильности высказывания приводит к общественным конфликтам (в частности - ситуация открытого судебного заседания может вызвать в таком случае волну нежелательных эмоций).

 

2009-05-06 12:58:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
262728293031