Судебная риторика
Честность - умение создать правильное представление об образе ритора, целях и содержании аргументации. В понятие честности входят: ответственность, компетентность, добросовестность, определенность позиции. Честный ритор принимает на себя ответственность за идеи и предложения, которые он выдвигает. Этим ритор признает, что обладает свободной волей, а его аргументация является поступком, на основании которого аудитория вправе принять решение о самом риторе.
1. Компетентность ритора проявляется в выборе предмета речи и техники аргументации. Риторическая аргументация имеет дело не с истинностью, а с правдоподобием высказываний. Обычно она основана на неполных данных, поэтому интуиция ритора играет значительную роль в процессе выработки предложений и принятия решений. Только систематическое образование рождает интуицию. Образованный человек может быть информирован хуже, чем самоучка, но он владеет догматикой той области знания, в пределах которой высказывается публично, и понимает, где и насколько точны и близки к истине его суждения.
Второе условие компетентности - практический опыт. Этичность речи всегда определяется личной позицией человека, который предлагает аудитории конкретное решение. Если этот человек сам прошел путь, который он предлагает другим, и перенес труды, опасности и неудачи, его позиция этически безупречна. Не существует общественной позиции вообще: любая идея выдвигается с личной точки зрения - юриста, историка, врача и т.д.
Часто некомпетентный оратор пытается подменить свою ответственность за речь переносом ответственности на коллектив, общество. Он использует такие обороты как «мы», «все думающие (грамотные, честные) люди», и т.д. Такого оратора не грех поставить на место, попросив говорить от своего имени.
Наконец, третье условие компетентности - владение техникой публичной речи. Поскольку ритор несет ответственность за предложения, которые он выдвигает, и за последствия принимаемых решений, ошибки неправильной или недостаточно продуманной аргументации имеют этическое значение.
Добросовестность как проявление честности заключается в умении проявить добрую волю (наличие которой предполагается) - не ввести аудиторию в заблуждение относительно возможных решений проблемы и достоверности фактов. Это, в первую очередь, означает, что добросовестный ритор не создает непродуманных и неподготовленных высказываний и добивается взвешенных суждений и оценок.
Кроме того, добросовестный ритор умеет показать степень надежности и достоверности положений, которые обсуждаются. В частности, обвинитель не может обманывать аудиторию относительно того, что ждет подсудимого в местах лишения свободы, а защитник не имеет морального права обманывать общество по поводу того, на что способен оправданный и выпущенный на свободу уголовник.
Если компетентность проявляется главным образом в предметной и языковой подготовке ритора, то добросовестность проявляется в максимально полном использовании метода риторического построения, в котором обобщен опыт обдумывания и подготовки публичных высказываний.
Добросовестный ритор обращается к реальным значимым для общества проблемам и стремится не к самоутверждению, а к разрешению таких проблем. Он полно овладевает фактическим материалом и отдает себе отчет в состоянии проблемы - в вариантах решений и имеющихся прецедентах. Он понимает последствия выдвигаемых предложений и возможности аргументации.
Ритор максимально полно прорабатывает доводы «за» и «против» своих предложений. Он тщательно отбирает аргументы и использует их таким образом, чтобы обеспечить плодотворность дискуссии. Он умеет принимать доводы полемического противника, если они основательны, и обнаруживать в позиции оппонента позитивный смысл.
Наконец, он не навязывает собственное предложение, но готов принять то решение, которое окажется оптимальным и будет наилучшим образом обосновано. Это значит, что добросовестный ритор стремится к тому, чтобы аргументация строилась по определенным и общепринятым правилам, которые соответствуют характеру обсуждаемых вопросов и опыту аудитории.
2. Скромность - это умение занять правильную позицию равенства и превосходства в отношении к аудитории: явное превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение - пренебрежение.
Авторитет достигается применением диалогической техники речи, которой свойственны следующие особенности:
а. Внимание к высказываниям партнера. Риторика начинается с умения воспринимать, и тот, кто слушает, понимает и запоминает сказанное, оказывается в преимущественном положении. Этичный ритор стремится к тому, чтобы его партнер или оппонент высказался как можно полнее. Это позволяет выбрать тактику аргументации и правильно включиться в речь. К этому призывает одна из фигур (приемов) общей риторики Н.Ф. Кошанского «уступление».
б. Анализ информации. Ритор стремится отделить личность партнера от содержания речи; создать представление о личности говорящего, сопоставляя различные его высказывания и суждения о нем; рассмотреть содержание высказываний с точки зрения целей и интересов партнера; сопоставить содержание высказываний со своими целями и задачами; сопоставить содержание высказываний с другими высказываниями на ту же тему; отделить приемлемую часть высказывания от неприемлемой.
в. Использование позитивной информации. Развитие общения основано на идеях и фактах, которые взаимоприемлемы. Чтобы эффективно продолжать диалог, следует отвлечься от разногласий и сосредоточиться на общих позициях. Именно положительное содержание высказываний партнера рассматривается как наиболее ценное и заслуживающее внимания.
г. Этичный ритор приводит доводы, значимые для партнера и вытекающие из анализа его высказываний.
д. Признавая за партнером право иметь свои законные цели и интересы, ритор соблюдает собственные интересы и добивается признания за собой того же права. Терпимость означает только признание права другого иметь собственную позицию и неосуждение личности, но ни в коем случае не попустительство, признание правомерности любых точек зрения. Для судебной риторики это тем более важно, так как интересы обвинителя и защитника по определению противоположны, а цель одна.
е. Ритор подобен и равен аудитории в том смысле, что основание его права на речь - неукоснительная защита ценностей и интересов аудитории, он включен в аудиторию, так как разделяет с ней представления об иерархии ценностей. Для судебной речи эта аудитория не только реальная аудитория зала, но и все общество в целом: интерес общества - его благо - цель как обвинителя, так и защитника.
ж. Ритор подобен и равен аудитории в том смысле, что высказывается о предметах, имеющих общественную ценность и актуальных, причем делает это так, как сделал бы его читатель или слушатель, если бы умел.
з. Ритор отличается от своей аудитории тем, что продолжает и разворачивает аргументацию, потому что призван к этому долгом и аудиторией, а не собственными интересами.
и. Скромный ритор отличается от «самозванца» принципиальной позицией: отношение к аудитории и предмету аргументации, на котором сформировался его авторитет, остается неизменным.
к. Скромный ритор самоограничивает критику, он стремится противопоставить суждениям полемического противника положительные идеи. Критикуя, скромный ритор подвергает сомнению идеи и факты, а не личность оппонента. Этим он и не допускает превращения полемики в эристику.
2009-05-06 12:58:36 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |