Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История политических и правовых учений. Ч. 2

Политико-правовые идеи европейского социализма 16-17 вв.

В 16-17 вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества. К проблематике государства и права мыслители-социалисты обращались в поисках ответов на вопросы о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с тираническими формами правления.

Виднейшими представителями утопического социализма указанного периода были Т. Мор (1478-1535), автор «Утопии» (1516), и Т. Кампанелла (1568-1639), создатель «Города Солнца» (1602).

Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Корень всех зол - частная собственность. В ней авторы видят причину нищеты масс, преступности, всяческих несправедливостей и т.д. Т. Мор утверждает в «Утопии», что пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма, на правильное и успешное течение государственных дел.

Реально существующему обществу он противопоставляет воображаемую страну (Утопию), в которой нет частной собственности не только на землю и средства ремесленного производства, но и на всю производимую продукцию. Почти все мужчины и женщины должны постоянно трудиться под надзором специальных должностных лиц, пользуясь взамен правом получения необходимых средств к существованию с общественных складов. Тем самым полностью устраняются условия для проявления негативных сторон человеческой природы (эгоизма, алчности, жадности), возникающие в результате существования частной собственности, и исключается опасность появления социального неравенства. Определенные непривлекательные работы (забой скота, вывоз нечистот и т.д.) должны были исполняться рабами, статус которых не был наследственным.

Утопия - государственно-организованное общество, с очень четкой структурой публичной власти и четким порядком ее формирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо - филарха, 10 филархов - одного протофиларха. На специальном собрании филархи тайным голосованием избирают из четырех названных народом кандидатов пожизненного правителя государства (принцепса), который может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых, умудренных жизненным опытом граждан, избираются ежегодно. Принцепс с участием сената и народного собрания решает важнейшие вопросы: администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение произведенной продукции.

Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Федеративность или унитарность предлагавшегося государства фактически осталась вне поля зрения мыслителя.

У Т. Кампанеллы в «Городе солнца» критика существующих социально-экономических и политико-юридических отношений не занимает столь заметного места, как у Т. Мора. Его внимание сосредоточено на жизнеустройстве города-государства соляриев. Система политической власти в нем складывается из трех ветвей, создаваемых применительно к трем основным видам деятельности и «заведующих» каждой из них. Это военное дело, наука, а также воспроизводство населения, его воспитание и обеспечение пищей и одеждой. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчиняются три начальника, в распоряжении которых находятся, в свою очередь, по три должностных лица.

Во главе управления находится верховный правитель - Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умениями и опирающийся на трех своих высших советников: Мощь, Мудрость и Любовь. Ему, как главе светской и духовной власти принадлежит право окончательного решения всех вопросов и споров. Свою должность Метафизик занимает лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его во всем. В этом случае он сам должен уступить последнему свою власть.

Метафизик и трое его советников - единственные из магистратов, положение которых и существующие между ними отношения неподвластны воле народа. Все остальные начальники и должностные лица могут занять свой пост только по выбору.

Как и у Т. Мора, в «Городе солнца» господствует общественная собственность и уравнительное распределение всех произведенных благ. Должностные лица должны заботиться не только о повседневной жизни всех граждан, но и об их воспитании и обучении.

Содержание «Города Солнца» демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости. Доминируют интересы государства, и только через эту призму рассматриваются интересы частных лиц. Это подтверждается и их политико-юридическими воззрениями, для которых характерно пристальное внимание к вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества и принципах коллективизма, и почти полное игнорирование прав и свобод индивида, его правовых отношений с государством и их надежных гарантий и т.д.

 

2009-05-06 11:46:07 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617181920212223