Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица: указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений и предприятий, акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, исполнительных органов общественных объединений и т.д.

Отказываясь от применения не соответствующего закону акта, суд может одновременно своим определением (постановлением) обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом, изменить или отменить. В таких действиях суда, в частности, проявляется его контрольная функция за правотворческой и провоприменительной деятельностью в Российской Федерации.

Толкование законов и иных нормативных актов о правах и свободах - один из важнейших этапов процесса реализации прав человека. Его задача - установление содержания, осмысление (разъяснение) применяемой нормы. Не зная содержания нормы права, невозможно правильно ее применять. Толкование закона (правовой нормы) - деятельность органов государства или отдельных граждан по установлению либо раскрытию содержащейся в тексте закона воли народа, определению содержания и полного объема применяемого закона (нормы права).

В юридической науке различают три разновидности толкования законов: официальное (аутентичное); доктринальное (толкование законов специалистами, учеными); обыденное (толкование отдельными гражданами).

Официальное толкование означает, что смысл нормативно-правового акта устанавливается либо законодателем, либо уполномоченным им на то официальным органом. Так, например, ранее толкование законов было исключительным правом Президиума Верховного Совета. В настоящее время эти полномочия, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принадлежат Конституционному Суду Российской Федерации (ст. 125 ч. 2 «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации»).

Итак, в ст. 125 ч. 2 регулируется главное полномочие Конституционного Суда, а именно контроль за соответствием Конституции Российской Федерации иных правовых актов. Кроме того, в рассматриваемой норме приведен перечень субъектов возбуждения дел при выявлении такого несоответствия. Эти субъекты специальны по своему статусу и полномочиям. К ним отнесены: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая часть членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности - это запрос.

Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодательство предоставляло Конституционному Суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Анализ рассматриваемой нормы свидетельствует о том, что таких полномочий Конституционный Суд в настоящее время не имеет. Это решение обеспечивает в значительной мере принцип объективности и беспристрастности при принятии решений Конституционным Судом.

В Конституции определен объем конституционного контроля, так как отправной точкой в этом виде контроля является Конституция Российской Федерации. При этом в ней дается исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы (имеются в виду все законы, принятые на федеральном уровне); нормативные акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Вторую группу составляют акты субъектов Российской Федерации: конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. При этом с учетом федеративного устройства страны, закрепленного распределения компетенции установлено правило о том, что проверка конституционности законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом России только по тем из них, которые приняты по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда Российской Федерации акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Третья группа - внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь названы два их вида - договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К четвертой группе относятся международные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры.

Согласно мировой юридической практике, официальное толкование Конституции (Основного закона страны) может даваться либо субъектом, принявшим данный акт (Конституционное собрание, народ), либо законодательным (представительным) органом.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627