Административно-правовая охрана прав граждан
Осуществление прав и свобод отдельным человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот принцип сформулирован и закреплен в ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации. Он носит не декларативный характер, а имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности как отдельных граждан, так общества в целом.
Права и свободы человека и гражданина призваны обеспечить реализацию различных интересов людей в различных сферах общественной жизни. Они предоставляют человеку свободу выбора действий в достижении индивидуальных интересов и одновременно определяют пределы этой свободы. Никакое общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это привело бы к столкновениям и конфликтам интересов индивидов, к анархизму в общественных отношениях и к произволу, то есть к беззаконию. В этой связи действующая система прав и свобод построена таким образом, чтобы обеспечивать законные интересы людей и предотвращать возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений со стороны отдельных лиц.
Именно этой цели служит принцип формально-юридического равенства, подразумевающего равенство всех людей перед законом и означающим отсутствие у любого человека каких-либо привилегий и преимуществ перед другими людьми в обладании основными правами и свободами, поскольку все люди равны в пользовании правами и свободами.
Говоря о принципах, определяющих правовой статус человека и гражданина, необходимо отметить, что в последнее время произошел ряд изменений на законодательном уровне. Так, например, исключен из Конституции принцип, закрепляющий право на труд. Вместо него ст. 37 провозглашена свобода труда. Признается в качестве формы состояния общества - безработица, гарантируется право защиты от нее. Из Конституции исключен принцип, предусматривающий право на 7-часовой рабочий день, что позволяет на негосударственных предприятиях устанавливать продолжительность рабочего времени произвольно. Из-за трансформации основ социальной сферы становятся нереализуемыми принципы, провозглашающие общедоступность образования, медицинской помощи, право на жилище.
В заключение можно сделать вывод, что принципы, лежащие в основе правового статуса человека, реализуются не в полном объеме и в определенной мере на современном этапе носят характер идеального. Тем не менее принципы, определяющие правовой статус человека и гражданина, являются основой существования как отдельных индивидов, так и общества в целом.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
В юридической науке под социально-юридическим механизмом обеспечения прав граждан принято понимать систему правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
При помощи такого механизма происходит собственно реализация прав и свобод граждан. Само понятие реализация прав и свобод личности включает не только закрепление определенных полномочий за органами государственной власти, но и процедуру их осуществления. Названный механизм определяется через упорядоченность, внутреннее строение (структуру, предполагающую объекты, субъекты, характер связей между ними), различные юридические и социальные факторы, способы, формы, условия и гарантии реализации конституционных норм в соответствии с определенными, законодательно-установленными процедурами, принципами законности и справедливости. Механизм предполагает определенное движение (в образном понимании), так как подразумевается процесс превращения провозглашенных прав и свобод в их фактическое осуществление.
Ученые-юристы (например, Корнеев А.П. Административное право России. Часть 1, с. 40. М., 1996; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. С. 267-270. М., 1997) выделяют в структуре рассматриваемого механизма следующие элементы:
- нормы права и его основные принципы, содержащиеся в законах, Указах Президента, иных нормативно-правовых актах;
- акты толкования правовых норм, издаваемые компетентными и уполномоченными государством органами;
- акты применения норм права;
- правовые отношения, возникающие в процессе действия механизма обеспечения прав граждан.
В юридической литературе основной смысл рассматриваемого механизма трактуется по-разному: гарантируется, обеспечивается, охраняется и т.п. Суть состоит в том, что под механизмом осуществления прав человека подразумевается целенаправленная деятельность государственных и иных структур по реализации прав и свобод. В целях выделения определенной специфической стороны правоотношений употребляются и различные термины, характеризующие средства и методы осуществления этих прав и свобод.
Необходимо подчеркнуть, что большинство провозглашенных прав и свобод человека не могут существовать без специального механизма, обеспечивающего их реализацию.
Правоприменение - использование государством законодательных норм, способствующих реализации прав и свобод граждан. При этом имеется в виду деятельность государственных и общественных структур, направленная на точное и безусловное исполнение установлений, выраженных в применяемой норме права, закрепляющей определенные юридические возможности граждан.
2008-09-05 18:46:30 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 |