Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

Только при наличии состава административного правонарушения, лицо (субъект) его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Признаки, характеризующие состав административных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан можно рассмотреть на примере правонарушения, предусмотренного ст. 166 КоАП РСФСР (самоуправство) - самовольное, с нарушением установленного законом порядка, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям.

Законом установлен порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным будет такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный законом в государстве порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Путем бездействия совершить самоуправство нельзя. Так, например, не будет самоуправством невыполнение решения суда, государственного органа, обязывающего совершить определенные действия.

Состав рассматриваемого административного правонарушения будет в наличии тогда, когда отсутствуют последствия в виде существенного вреда гражданам, либо государственным или общественным организациям. Здесь важным является разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства.

Самоуправство - правонарушение умышленное. Виновный сознает, что своими действиями он нарушает порядок, установленный для осуществления гражданами определенного права.

Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. В административном праве административные взыскания имеют вид системы, определяемой общностью целей оснований применения.

Основные виды административных взысканий:

1) Предупреждение - взыскание морального характера, выносимое в письменной форме или оформляется иным способом. Влечет за собой юридические последствия как иные административные взыскания (может иметь значение для определения правонарушения повторным).

2) Штраф - денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и в пределах, предусмотренных Кодексом по административным правонарушениям РСФСР, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф является наиболее распространенным взысканием. Он устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения [например, согласно ст. 40 прим. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях «Выдача избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления возможности голосования за других лиц», данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; согласно ст. 40 прим. 9 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях «Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов», данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда]. В исключительных случаях, в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности, законами Российской Федерации может быть установлен штраф большего размера.

3) Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

4) Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Конфискацию в административном порядке следует отличать от конфискации как вида уголовного наказания.

В уголовном порядке конфискация применяется только в качестве дополнительного наказания и только по решению суда.

В административном порядке конфискация может быть назначена в качестве как основной, так и дополнительной санкции, применять конфискацию как административную санкцию в соответствии с действующим законодательством могут: административная комиссия, судья, государственная инспекция и другие органы, уполномоченные рассматривать дела о соответствующих административных проступках.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627