Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. В юридической науке под понятием состав административного правонарушения принято понимать - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. (см., например, Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М., 1994).

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта в рассматриваемой сфере, как правило, выступают провозглашенные в нормах права положения, закрепляющие те или иные права граждан. Так, например, согласно ст. 40 прим. 1 «Воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии» Кодекса РСФСР об административных правонарушениях общим объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации и, в частности, их право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (данное право непосредственно реализуется в процессе участия граждан в свободных выборах и референдумах).

Родовым объектом данных правонарушений являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Надо отметить, что конституционное право гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления конкретизированы в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Согласно ст. 40 прим. 4 «Нарушение прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя» Кодекса РСФСР об административных правонарушениях объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, регулируемые федеральным законодательством, законодательством и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими, в частности, права членов избирательной комиссии(комиссии по проведению референдума), доверенного лица избирательного объединения или кандидата в депутаты, наблюдателя ( международного наблюдателя).

В качестве примера правовой нормы, регулирующей и защищающей политические права граждан можно привести ст. 166 прим. 1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которой наступает ответственность за воспрепятствование организации или проведению гражданами и их объединениями массовых публичных мероприятий. В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Исходя из данного конституционного положения, а также положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., устанавливается не разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения перечисленных публичных мероприятий.

Порядок предварительного уведомления властей о проведении публичных мероприятий установлен Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» (Ведомости Верховного Суда Российской Федерации, 1992, № 22, ст.1246). Этим же Указом определено, что до принятия соответствующего закона Российской Федерации нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей названной выше Декларации прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, этот нормативно-правовой акт провозглашает, что осуществление гражданами и их объединениями указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Порядок уведомления органов исполнительной власти о проведении планируемых массовых публичных мероприятий устанавливается федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах города. В соответствии с названным Указом уведомление о проведении массового публичного мероприятия подается в органы исполнительной власти уполномоченными (организаторами массовых публичных мероприятий) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до намеченной даты их проведения с предоставлением выписки из протокола о проведении данного мероприятия. В уведомлении указываются цель, форма, место проведения массового публичного мероприятия или маршрута движения, время начала и окончания мероприятия, предполагаемое количество участников, фамилии, имена организаторов, место их жительства и контактные телефоны.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627