Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

Для реализации указанных прав законодательством предусмотрены несколько разновидностей порядка процедур их проведения. В России различают: уведомительный, разрешительный, регистрационный и судебно-процессуальный порядок. Из названных, первые три закрепляются нормами административного права, а последний -нормами процессуального права. Каждый из этих способов упорядочения проведенных в ходе реализации прав и свобод граждан мероприятий, приспособлен к осуществлению тех или иных правомочий.

Рассматривая приведенное положение на примере осуществления гражданами публичных прав и свобод, можно констатировать, что право на проведение гражданами массовых публичных мероприятий, предоставлено законодательством только гражданам Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством инициаторами проведения подобных мероприятий могут быть совершеннолетние лица, уполномоченные соответствующим общественным объединением. Заявитель (лицо) подает письменное заявление (уведомление) о намерении провести публичное мероприятие в местную администрацию не позднее чем за 10 дней до намеченной даты его проведения. Местная администрация обязана рассмотреть поступившее заявление (уведомление) и сообщить уполномоченному (организатору) о принятом решении не позднее чем за 5 дней до времени проведения публичного мероприятия. Оно проводится в соответствии с целями, указанными в заявлении (уведомлении), а также в определенные сроки и в обусловленном месте. Местная администрация вправе запретить проведение намеченного публичного мероприятия, в том случае, если его цели противоречат Конституции России, мероприятие угрожает общественному порядку и безопасности населения. Кроме того, достаточно распространена такая процедурно-правовая форма, как регистрационный порядок.

В соответствии с законодательством, возникновение, организация и деятельность общественных объединений регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами, а сами подобные объединения подлежат регистрации в органах юстиции.

Определенная правовая процедура применяется в отношении регистрации кандидатов в депутаты представительных органов, коммерческих и иных организаций и др. Рассмотренный последовательный порядок осуществления принадлежащих гражданам правомочий гарантирует их фактическую реализацию.

В Конституции, законах и других нормативно-правовых актах имеется ряд правовых норм, направленных на охрану прав и свобод граждан от нарушений. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Помимо этого, каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами, а также имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

Кодексом РСФСР «Об административных правонарушениях» предусматривается определенный процессуальный порядок, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти. Так, например, ст. 45 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это конституционная обязанность государственных органов детализирована в других нормативно-правовых актах с изложением различных методов и мер (рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).

Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Данная Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав российских граждан. Важнейшими гарантиями, как отмечалось выше, являются также принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, а также привлечение к ответственности виновных в этом должностных лиц.

Также следует отметить Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. (СЗ. 1997. № 9. Ст. 1011), принятый Государственной Думой 25 декабря 1996 г. и одобренный Советом Федерации 12 февраля 1997 г.

Согласно данному закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27                                              
Яндекс.Метрика