Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

От толкования законов и иных нормативно-правовых актов следует отличать деятельность Верховного Суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, которые дают компетентные разъяснения складывающейся судебной практики. Это своего рода тоже толкование, однако в рамках соответствующих установлений (ст. 126 Конституции Российской Федерации: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»).

Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем указываются и иные дела. Способ определения подсудности путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности. Имеются предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции - судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.п. В том случае, если такие предложения будут учтены и приняты законодателем, то ст. 126 Конституции Российской Федерации не станет препятствием для их реализации, то есть для более предметной реализации прав граждан.

В ст. 127 Конституции Российской Федерации определено, что «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Изложенное означает, что в России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции во главе с Верховном Судом Российской Федерации и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Необходимо отметить, что такая практика не применяется в большинстве зарубежных государств. В России такое положение дел можно объяснить существованием в течение длительного времени самостоятельных независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему органов государственного управления. В настоящее время суды общей юрисдикции не готовы к разбирательству дел названных категорий, поэтому для обеспечения защиты прав и интересов субъектов предпринимательской и иной деятельности и была создана система самостоятельных арбитражных судов как органов правосудия в экономической сфере.

Высший Арбитражный Суд разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, то есть проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Устранение (восполнение) пробелов в действующем законодательстве, относящихся к правовому механизму реализации прав человека означает, что в действующем законодательстве, закрепляющем права и свободы человека может отсутствовать организационно-правовая процедура, предусматривающая процесс реализации прав и свобод человека.

Такие обстоятельства называются пробелами в праве. Так, например, до настоящего времени не принят ряд законов, обеспечивающих официально провозглашенные права граждан (например, на свободу выбора гражданской службы).

Устранение пробелов не является обязательным этапом реализации прав человека. Устранять указанные пробелы необходимо лишь в тех случаях, когда в действующем законодательстве не имеется положений, предусматривающих процедуру (отсутствует механизм) реализации прав человека. Подобные пробелы устраняются уполномоченными (компетентными) государственными органами.

Выработка решения, включающего состав юридического отношения, означает, что для успешной реализации прав и свобод человека (либо их отдельных видов) необходимо учитывать не только отдельную норму права, а совокупность правовых норм, обеспечивающих то или иное право или свободу человека. Так, например, при включении избирателей в списки, выдвижение кандидатов в депутаты всехуровней, соответствующие избирательные комиссии обязаны руководствоваться нормами избирательного законодательства и на их основе принимать решения о регистрации. Из сказанного следует, что для того, чтобы реализовать (осуществить) права и свободы человека выработанное правоположение должно находиться в соответствии с законодательными и индивидуальными (конкретными) особенностями, присущими конкретным обстоятельствам.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27                                              
Яндекс.Метрика