Литературоведение
2.2. Академические школы в литературоведении XIX в.
В XIX в. в некоторых европейских странах были созданы литературоведческие школы, нашедшие своих последователей и в России.
1. Мифологическая школа. Название мифологическая школа получила потому, что в своих изысканиях опиралась на учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, а затем и художественной, поэтической деятельности первобытного, «доисторического человека». Это учение было разработано в 20-30-е годы XIX в. немецкими филологами - братьями Вильгельмом и Якобом Гримм.
...Первым крупнейшим представителем русской мифологической школы был Ф.И. Буслаев (1818-1897)... Виднейшими представителями этой школы были А.Н. Афанасьев (1826-1871), О.Ф. Миллер (1833-1889), А.А. Котляровский (1837-1881), также группа ученых мифологов революционно-демократического направления - И.А. Худяков, П.Н. Рыбников. Идеи мифологической школы применяли в своих исследованиях такие крупнейшие русские ученые XIX в., как А.А. Потебня и А.Н. Веселовский.
2. Культурно-историческая (или историко-культурная) школа. Была подготовлена литературоведением 30-40-х годов XIX в., когда в науке о литературе созревали идеи историзма, когда писатели все более осознавали себя выразителями общественно-исторического сознания. На Западе основоположником и главным теоретиком этой школы был И.Тэн (1828-1893), французский ученый... А.Н. Пыпин - самый значительный представитель этой школы в русском литературоведении.
3. Сравнительно-историческое литературоведение. В числе сторонников этого метода в России можно встретить последователей и гриммовского учения (А.А. Котляровский, А.И. Кирпичников), и культурно-исторической школы (Н.П. Дашкевич).
4. Психологическая школа. Складывалась в 70-80-е гг. XIX в.
Представители этой школы (французы Поль Лакомб и Эмиль Эннекен), отыскивая стимулы, определяющие художественное творчество, опирались на психологию как на точную науку и видели решение своей задачи в психологическом анализе либеральных героев и личном самих авторов. Литература рассматривалась ими как продукт душевной деятельности писателя... Основоположником психологической школы в русской филологии был А.А. Потебня (1835-1891). В Харьковском университет А.А. Потебня создал целую школу литературоведов и языковедов «психологического» направления (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.В. Попов, А.Г. Горнфельд, В.И. Харциев, Б.А. Лезин, А.В. Ветухов).
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |