Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Религиоведение

6. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии - это наиболее распространенные религии, последователи которых принадлежат к разным национальностям, являются гражданами многих государств. Этот термин применяется по отношению к христианству, исламу, буддизму. Мировым религиям свойственна пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, хотя в конкретно-исторических условиях различные направления мировых религий приобрели этническую окраску.

6.1. Христианство. Его возникновение и развитие

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. первоначально как религия жителей римской провинции, ожидавших скорого прихода мессии и конца света. Эти настроения, в частности, были распространены в иудейской общине ессеев и среди прочих иудеев. Возникновение христианства непосредственно связано с учительской и проповеднической деятельностью Иисуса из Назарета - Иисуса

Христа («Христос» - греч. перевод древнееврейского «машиах», мессия, помазанник). Его учеников и последователей стали называть христианами.

Совокупность вероучительных текстов христианства - это Писание (священные книги) и Предание (авторитетные книги). Писание - это Библия (греч. - книги). Библия делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Всего с неканоническими книгами Ветхого Завета Библия насчитывает 77 книг. Ветхий Завет - это еврейский Танах, который христианские вероучители включили в Священное Писание как источник, раскрывающий и обосновывающий монотеизм. Ветхим Заветом как заветом Бога с еврейским народом он стал называться в противоположность Новому Завету, заключенному Богом с народами мира через Иисуса Христа. Новый Завет состоит из 27 книг: 4 Евангелий (евангелие - греч. - благая весть), свидетельствующих о миссии Иисуса Христа и написанных, по преданию, его учениками - апостолами, Деяний апостолов, 21 Послания, Откровения Иоанна (Апокалипсис).

Из Евангелий следует, что Иисус Христос был Сыном Божьим, родился от девственницы Марии, обрученной с плотником Иосифом. Мария зачала чудесным образом от Духа Святого. Иосиф и Мария бежали в Египет от преследований царя Ирода; затем они вернулись в Галилею. Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем. Согласно Библии после крещения «Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола». Выдержав все испытания, Иисус начал свое служение. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса. Он собрал вокруг себя 12 учеников - апостолов. Иисус обличал фарисеев [фарисеи - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. - I в. н.э. В евангелиях фарисеи названы лицемерами. Отсюда переносное значение слова - лицемер, ханжа]. В Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников - Иудой - за 30 сребренников властям. Иудейский суд, обвинив его в том, что он провозглашал себя царем Иудейским, приговорил его к смертной казни. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор, и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. По свидетельствам очевидцев, на третий день он воскрес и явился своим ученикам, которые с тех пор сами начали проповедническую деятельность, с тем чтобы обратить в христианство как можно больше народов. Христиане верят, что наступит день второго пришествия Иисуса Христа и Страшный суд, на котором праведники - истинные христиане - будут отделены от грешников. Последним суждено вечно гореть в аду.

6.2. Основы вероучения. Христианский культ. Морально-этические нормы христианства

Сначала последователей Иисуса Христа было сравнительно немного, и они не были организованы. Ранние христианские общины еще не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужения, не знали таинств. Общим для всех общин уже тогда было: вера в миссию Иисуса Христа, в то, что его добровольная искупительная жертва - смерть на кресте - отменила грех первочеловека Адама и, тем самым, открыла перед человечеством и каждым человеком возможность спасения и воскресения после Страшного суда для жизни вечной.

Идея первородного греха (отпадения людей от Бога) - иудейская идея -становится главной и в христианстве. Но здесь она дополняется идеей богочеловека-Спасителя, который искупил грехи человечества и спас его, т.е. учением о том, что Мессия уже пришел (тогда как иудеи продолжают ждать его). Христианство учило видеть в людях не богатых и бедных, свободных и рабов, эллинов и иудеев, а только верующих и неверующих. Оно объявило пороками богатство, силу, жадность, пустую образованность, гордость, а добродетелями - бедность, смирение, любовь к ближнему. Христиане верили, что справедливость, недосягаемая на этом свете, восторжествует в Царствии Небесном, которое возвестил Сын Бога, Спаситель - Христос. Уверовавшие во Христа люди отказывались от своего имущества, стремились вести праведную жизнь, совместно трудясь и предаваясь благочестивым занятиям.

Долгое время существовали разрозненные христианские общины, в которых выделялись проповедники, не имевшие должностного положения. Затем появляются должности дьякона, ведающего текущими делами общины, епископа - заведующего деньгами и имуществом.

Пресвитеры общин (старейшины) становятся их священниками. Появляют-ся митрополиты - руководители церковных областей, патриархи - первосвя-тители крупных региональных церковных объединений. Крупные иерархи должны были иметь апостольское преемство, идущее от главы первой иерусалимской общины христиан - апостола Петра, назначенного главой церкви самим Иисусом.

До IV в. христианство было гонимой религией. В IV в. при римском императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи; это было узаконено императорским эдиктом от 324 г. Через год в 325 г. под председательством Константина собрался в г. Никее первый Вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

В христианских общинах первых веков существовало множество течений - сект, ересей. В борьбе между ними формировалось официально одобренное и принятое церковью вероучение и система обрядов. Главное место среди них занимают таинства (таинства - главные культовые действия христианства, направленные на стяжание божественной благодати). Первыми таинствами были крещение водой, смывающей с верующего первородный грех, и причащение, в котором под видом хлеба и вина верующие вкушают плоть и кровь Христову.

Как до, так и после Никейского собора между различными церквами, общинами и группировками велись острые догматические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога (Троицы), воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария, утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог существует как единство трех лиц (ипостасей), где Сын, предвечно рождаемый от Отца, единосущный Отцу есть истинный Бог и самостоятельная личность. Впоследствии сюда добавилось учение о Святом Духе, третьей ипостаси божественной Троицы.

На втором - Константинопольском - соборе (381) были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочисленные ереси, которые не разделяли Никейского символа веры.

В начале V в. особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием, отвергла сложившееся представление о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество и он стал орудием спасения. На третьем - Эффесском - вселенском соборе (431) было утверждено 6 правил защиты догмата боговоплощения, согласно которому в Иисусе Христе слились две природы - божественная и человеческая. Четвертый -Халкидонский собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться как истинный Бог и истинный человек; вечно рождаясь от Отца по божеству, он родился от Марии, девы по человечеству.

Только в середине VI в. решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. На пятом - Константинопольском - вселенском соборе (553) было решено изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. К VIII-IX вв. относятся споры иконоборцев и иконопочитателей, после которых утвердилось почитание икон.

Впоследствии к первым двум таинствам христианства добавились еще пять: миропомазание, священство, покаяние (исповедь), брак, елеосвящение.

Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.

Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделились Кипрская и Грузинская церкви. Во главе этих самостоятельных православных церквей стояли патриархи с апостольским преемством. Православными церквами первоначально называлась восточная ветвь христианских общин, обособлению которой от западной ветви способствовало разделение Римской империи на Восточную и Западную в 395 г. Между западной (во главе с римским епископом - римским папой) единой централизованной церковью и восточными церквами (католической и православной) развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 г. и окончательным разделением христианства на православие и католицизм.

6.3. Православие и католицизм - направления христианства. Сравнение особенностей вероучения и культа

В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Чешская, Словацкая, Американская и другие.

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Образование православных церквей началось еще в первые века возникновения христианства и господствовало в восточной части Римской империи - Византии. В конце X в. православие принимает Русь. С 1589 г. на Руси избирается свой патриарх и русская церковь становится независимой от Византии. В настоящее время - это наиболее крупная из православных церквей.

Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от всех остальных религий, представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов божественного откровения: Троица, боговоплощение, искупление. Это зафиксировано в Символе веры, который каждый православный обязан знать наизусть.

Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению в отличие от католицизма и не отказалось ни от одного, как это имело место в протестантизме (протестантизм - течение в христианстве, оппозиционное католицизму и православию). Именно это православная церковь считает главной из своих заслуг.

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики и культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать проповеди. Православный должен регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать посты, желательно посещать святые места, монастыри.

Одним из важнейших элементов православного культа являются праздники. Помимо самого великого праздника - Пасхи - отмечаются Троица, Рождество Христово, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим и др.

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве. Он распространен преимущественно в Западной Европе, Латинской Америке и США, Прибалтике.

Католицизм имеет единую церковную организацию во главе с папой римским, официально признанным непогрешимым.

Католицизм, как и православие, признает семь таинств, но некоторые из них совершаются иначе, чем в православии.

Другое отличие от православия - добавление к Символу веры, внесенное на Толедском соборе в 589 г., об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (filioque - лат. «и от сына»).

Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада католическая церковь сформулировала учение о чистилище -промежуточном месте, где очищаются души грешников.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы - Девы Марии, в середине XIX в. был принят догмат о ее непорочном зачатии. В католицизме также проводится не только канонизация, как в православии (возведение в лик святых), но и беатификация (причисление к лику блаженных).

6.4. Протестантизм как направление христианства и его виды: лютеранство, кальвинизм, англиканство и другие

Протестантизм возник в XVI в. в результате мощного антифеодального и антикатолического движения в ряде европейских стран. В силу того, что господствующей идеологией средневековой Европы был католицизм, естественно, что историческое движение, основное содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску. Католическое учение оправдывало и благословляло феодальные порядки, всякое посягательство на них оценивало как посягательство на волю Бога и его заповеди. Буржуазия должна была вступить в борьбу с папской церковью как главной идеологической опорой феодальных порядков. Решающую роль в этот переломный период европейской истории сыграли два больших течения общественной мысли - гуманизм эпохи Возрождения и протестантская Реформация.

В гуманизме Возрождения новое мировоззрение предстало в светском облике. Реформация привела к появлению протестантизма как новой разновидности христианства, приспособленной к зарождающимся буржуазным отношениям, в противоположность католицизму как специфически феодальной разновидности религии. На процесс формирования новой идеологии огромное воздействие оказало также бурное развитие естествознания, давшее толчок развитию материалистической философии.

Общим лозунгом эпохи формирования капитализма стало требование свободы личности, что и отразилось в гуманистических ценностях эпохи Возрождения. Гуманисты утверждали, что человек - это индивидуальность, обладающая самостоятельной ценностью, правом на самоутверждение в земной жизни. Христианскому средневековому аскетизму противопоставлялось утверждение земных устремлений и человеческих страстей. Само обнаженное человеческое тело в изображении великих мастеров Возрождения стало предметом радостного восхищения, а не тем «сосудом греха», которого надо опасаться и стыдиться. В сатирических произведениях Боккаччо, Рабле, Монтеня высмеивалось ханжеское отношение к человеку и всему человеческому, насаждавшееся католической церковью. Стремление во всем отыскать земную основу приводило гуманистов и политиков нового типа к выводу, что государственная власть исходит не от Бога и не от церкви. Отсюда делалось заключение, что церковь не должна пытаться присваивать светскую власть и использовать ее в своих целях. Выдвигалось требование веротерпимости как нормы общественной жизни, а также свободы совести.

Главная задача Реформации состояла в том, чтобы сформулировать религиозную концепцию, которая была бы жизненно важной и социально значимой в изменившихся общественных условиях.

В 1517 г. безвестный виттенбергский монах М. Лютер (1483-1546) выступил со своими знаменитыми «95 тезисами» против продажи индульгенций и других злоупотреблений католической церкви. Движение Лютера, охватившее вскоре всю Германию, породило новую идеологию, ставшую и новой религией - лютеранство.

Идеологи и вожди Реформации обвинили католическую церковь в искаже-нии христианства и потребовали возвращения к истинной вере первых христиан. Протестантская теология в учении Лютера отвергла авторитет церковной иерархии, авторитет «священного предания» (авторитетных текстов святых отцов) и провозгласила единственным авторитетом в вопросах веры Священное Писание (Библию). Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настольной книгой протестантов. Право интерпретировать Библию предоставлялось каждому верующему. Выдвигалось требование устранить священников - посредников между Богом и человеком. Согласно учению Лютера душа каждого непосредственно предстоит перед Богом и в душе каждого верующего звучит голос божий. Человек может спастить только при помощи веры, которая даруется непосредственно Богом. Протестантизм отказался от священников-клириков, покончил с индульгенциями, почитанием мощей, паломничествами, монастырями и прочим. Все это шло вразрез с учением католической теологии о том, что вне церкви нет святости и что человек может спастись и даже обрести саму веру только при помощи церкви.

Протестантские представления о благодати, о церковной иерархии, об оправдании верой и всеобщем священстве явились отражением нового положения личности, освобожденной от личной зависимости в буржуазном обществе - обществе свободного предпринимательства. В лютеровском учении о вере как непосредственной связи человека с Богом верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью в том смысле, что он «сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать». Лютер выступил, таким образом, против присущего католицизму стремления привить человеку сознание полного ничтожества своей личности, чувства бессилия, теологическим выражением которого был тезис о невозможности спастись без помощи церкви. Протестантизм представил теологическое выражение буржуазного индивидуализма, что имело, несомненно, огромное прогрессивное значение.

В первой половине XVI в. протестантизм начинает распространяться и за пределами Германии. Вождем Реформации в Швейцарии стал Ж.Кальвин (1509-1564), по имени которого было названо самостоятельное вероисповедание в протестантизме - кальвинизм. Кальвинизм гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразил буржуазную сущность изменений, происходивших в религиозном сознании и церкви. Одним из главных и специфических для кальвинизма догматов стал догмат об «абсолютном предопределении». Согласно учению Кальвина Бог предопределил судьбу людей, одним предначертав адские муки, а другим - райское блаженство. Никакие усилия людей не могут изменить волю Божью. Этот тезис являлся развитием лютеровской идеи об «оправдании верой», а не «добрыми делами» в пользу церкви.

Кальвинистское понимание «абсолютного предопределения» раскрывается в учении о мирском призвании и мирском аскетизме. Хотя предначертания Бога людям неизвестны, однако они могут догадываться об ожидающей их участи по тому, как складывается их жизнь: успех в делах служит признаком предызбранности к спасению. Буржуазное накопление возводится в ранг служения Господу. Кальвинист должен на первый план ставить «дело», отказаться от наслаждений и комфорта, избегать расточительности, вести простой и добродетельный образ жизни.

С самого начала протестантизм разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий - лютеранство, кальвинизм, англиканство и другие. Позже возникло множество сект, деноминаций. Процесс этот продолжается и в наше время, а многие секты превратились в церкви, такие, как баптистская, методистская или адвентистская. Общее для всех направлений - упрощение культа, отрицание клира и монашества, мощей и прочих святынь. Спасение нельзя согласно протестантизму заслужить или купить, оно может прийти как неожиданная благодать. Основа протестантских богослужений - чтение Библии, проповедь, пение гимнов (псалмов).

Лютеранство - церковь северонемецких княжеств - сейчас распространено широко в Европе и США. Признает авторитет Никейского символа веры. Сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан и два таинства: крещение и причащение.

Кальвинизм - в настоящее время швейцарская реформаторская церковь. В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственный источник вероучения - Библия. Крещение и причащение - не таинства, а символические обряды.

Англиканство - протестантская церковь Англии. Ее главой был объявлен английский король. Вскоре была утверждена англиканская литургия и свой символ веры («39 статей»). Англиканство отрицает таинства. Священнослужители могут состоять в браке, в последнее время к священству допускаются и женщины.

Другие крупные протестантские течения - баптизм, адвентизм, квакеры, методисты, меннониты, пятидесятники.

6.5. Ислам. Вероучение и культ. Коран - священная книга мусульман

Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») -одна из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией.

Ислам возник в VII в. н.э. на Аравийском полуострове среди арабских племен, исповедовавших политеистические родоплеменные верования. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало наиболее древнее святилище Кааба, ставшее впоследствии общемусульманским. Оно находилось в Мекке.

Возникновение мусульманства связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570-632 гг.). В противоположность политеизму языческих религий Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Бог - Аллах (аль-Иллах - ранее племенной Бог мекканских курейшитов) и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов. Все правоверные должны сплотиться вокруг учения святого пророка, на основе культа единого Аллаха. Мухаммед призвал арабов верить в единого Бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства Божия - царства справедливости и мира для праведных. Мухаммед был знаком, как и другие просвещенные арабы, с разными народами и религиями, в том числе с иудаизмом и христианством. Не удивительно, что многое в учении Мухаммеда оказалось заимствованным из Ветхого и Нового Заветов.

Священная книга мусульман - Коран. Согласно преданию текст Корана был передан пророку самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила (библейского Гавриила). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в подлинном и истинном виде.

Само слово Коран означает «чтение вслух». Первые проповеди Мухаммеда были записаны его секретарями-писцами и легли в основу Корана. Он состоит из 114 сур (глав), в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания.

В исламе монотеизм проведен наиболее последовательно. Аллах - Бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, творец всего сущего и его верховный судья. Над Богом нет никакого нравственного закона, в соответствии с которым он может действовать. Аллах - абсолютная воля. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких бы то ни было самостоятельных существ. Аллах в любой момент может изменить мир, как захочет.

Содержание того, что Аллах требует от людей, изложено в законе, данном в его откровении. Ислам - религия книги и закона, вся жизнь верующих полностью подчинена закону.

Существуют, кроме ангелов, как бы воплощающих идею добра (во главе с Джебраилом, Михаилом, Исрафаилом и Азраилом), демоны и джины, злые духи во главе с дьяволом Иблисом, которого проклял Аллах.

В исламе есть учение о рае и аде, о воздаянии человеку в загробном мире за его дела. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать живых и мертвых, и они, с книгой, в которой записаны их дела, в страхе будут ждать его решения. Неверные попадут в ад, праведные - в рай, заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников.

Основными обязанностями мусульманина являются следующие пять столпов веры:

1. Исповедание: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести эту фразу и выполнять остальные обязанности.

2. Молитва. Обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. По пятницам и в праздничные дни совершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого - мытье рук, ног и лица, и большого, в случае серьезной нечистоты, -полное омовение всего тела). Если нет воды, ее заменяет песок.

3. Пост. Главный - Рамазан (Рамадан), он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные не имеют права ни есть, ни пить, ни курить.

4. Милостыня. Обязательная милостыня - закят (закат) - воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода) и дополнительная - садака - добровольное подаяние.

5. Хадж. Паломничество. Еще один из столпов веры, для многих трудноисполнимый. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Ежегодно несколько десятков тысяч правоверных прибывают в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху. Совершившие обряд паломники получают почетное наименование - ходжа.

К этим пяти нередко добавляют еще один, шестой, столп веры -священную войну против неверных (джихад или газават). Иногда война против неверных рассматривается как священная заповедь. Участие в ней освобождает от всех грехов и обеспечивает павшему на поле боя место в раю.

Место богослужения, проповедей и молитв - мечеть. Это также место собрания правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований и т.д. Важная функция мечети - организация обучения детей. Образование в исламских странах - религиозное.

6.5.1. Шариат

Ислам характеризует безусловная покорность религиозному закону, который санкционирует все области жизни мусульманина. Система мусульманского права - шариат (араб, шариа - прямой, правильный путь) - это сведенные в единую систему законы, регулирующие общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и прочие взаимоотношения мусульман.

Сначала все действия мусульман разделились на два вида - запретное и одобренное. К моменту окончательного формирования шариата все действия были разделены на пять категорий:

- фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным;

- суннат - выполнение желательно;

- мухоб - добровольные действия;

- макрук - нежелательные действия;

- харом - строго запрещенные виды действия.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами, вступление в брак с иноверцами, если последние не принимают ислам и т.п.

По шариату мусульманскими праздниками являются праздник «ид аль-адха» (курбан-байрам) и «ид аль-фитра» (ураза-байрам): великий праздник жертвоприношения и малый праздник разговения. Отмечаются также мавлюд (маулид) (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы).

6.5.2. Суннизм и шиизм

В результате внутренних противоречий в исламе во 2-й половине VII в. возникли три направления: хариджиты, сунниты и шииты. Два последних - главные направления в исламе и до сего дня.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман относится к суннитам. В отличие от других направлений в суннизме не возникли особые течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол арабского халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну (Сунна - священное предание ислама, изложенное в рассказах - хадисах - о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), был официальной религией халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа - Али (ум. 661 г.), двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т.е. предоставление трона халифов потомкам Али (имамат).

Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез. Шииты поклоняются этому «скрытому имаму». Как и сунниты, они признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные священные писания - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

В VII-IX вв. шиизм распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов.

В суннизме существуют 4 школы религиозно-юридического толка (мазхаб) и мистическое течение - суфизм.

6.5.3. Буддизм

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов некоторых регионов: Азии (Дальнего Востока, других областей). Сейчас во всем мире - очень большое число последователей буддизма.

Буддизм возник в Индии в противовес кастовому брахманизму. Его основатель - Будда Шакьямуни был сыном князя из племени шакья. После беспечной жизни во дворце молодой царевич Сиддхартха Гаутама остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной чередой перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также традиционное брахманское мышление не удовлетворяли его, поскольку не давали возможность понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей кармы. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой (Просветленным). Именно Будде удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения. Этот путь нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейный фон брахманизма с его учением о карме, нирване и т.д. Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из круга перерождений индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный праведный путь, и, повлияв на судьбу, изменить карму.

В возможности принять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Сословные, этнические, кастовые различия объяснялись как вторичные и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного совершенствования. Главная же цель буддиста - вырваться из цепи перерождений.

Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока, крупнейший правитель Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества - сангхи - и защитником этических норм буддизма -дхармы и тем самым укрепил свою власть и буддизм. На проведенном под контролем государства Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе истины - сангхи. Именно сангха становится тем институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника - бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает буддистский канон - «Типитака» (на языке пали), или «Трипитака» (на санскрите), что означает «Три корзины».

По буддизму жизнь во всех ее проявлениях - это выражение различных комбинаций или потоков нематериальных частиц - дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно,а образуют новую комбинацию; этим объясняется перерождение индивида в соответствии с законом кармы -воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияние с Буддой, с Абсолютом. Но достижение нирваны возможно только при очень добродетельной жизни.

Основу учения составляют «четыре великие истины», которые открылись Будде в момент просветления:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина всех страданий - желания.

3. Страдания можно погасить путем избавления от желаний, для чего нужно:

4. вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».

«Правильное поведение» - это жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй и т.п. Для монашества необходим аскетизм. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Богопочитание не играет в буддизме большой роли.

Основы философии буддизма - хинаяна и махаяна.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: «узкий» путь спасения - хинаяна и «широкий» путь спасения - «махаяна». Хинаяна ближе раннему буддизму. В ней путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние, велика была роль учителей и мала роль обрядности, менее значим и сложен пантеон. Махаяна более похожа на обычную религию: она делает понятие нирваны доступным не узкому кругу монахов, а обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру перерождений. На колеснице спасения могут уместиться теперь многие. Большую роль в махаяне играют божества, им можно молиться, прося помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, ставшие объектами культа, возникли их изображения. Появилось представление о рае и аде.

Если в III-I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии только в форме хинаяны в южном и юго-восточном направлении, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад и северо-восток в форме махаяны. Буддизм проник и на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь.

6.5.4. Ламаизм

Название этого особого направления буддизма произошло от слова «лама» - названия монаха или жреца - основной фигуры в тибетском варианте буддизма. Этот вариант буддизма сложился в VII-XIV вв. н.э. в Тибете на основе махаяны и тантризма - гадательной практики местных племен. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков.

В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам. «Десять черных грехов» - убийство, кража, прелюбодеяние, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения.

Центральное духовное управление ламаистами нашей страны осуществляет хамбо-лама из своей резиденции на территории Бурятии.

6.5.5. Дзен-буддизм

Дзен-буддизм - китайская форма махаяны (раннего буддизма), распространившаяся в Китае с I в. н.э. В VI-VII вв. происходит распад дзен или чань - (кит. «чань» от санскритского «дхъяна» - медитация) буддизма на северную и южную ветви. Северная вскоре полностью заглохнет, а южная и составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии как нирвана, карма, перерождения, основной упор последователи дзен делали на внелогические средства (метод внезапного озарения - сатори). Для этого, кроме собственно медитации, активно использовались парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения. Просветления, как считалось, можно было достичь также ненормальным (недостойным) поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д. В дзен-буддизме фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели и без направления деятельности. Здесь дзен сходится с даосизмом.

В настоящее время дзен-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, у народов других стран.

6.6. Сравнение характеристик основных постулатов ведущих мировых религий

Все мировые религии объединяет космополитизм, их ведущий принцип. Перед лицом Бога или мирового закона все равны. Главное для верующего - это не его социальный статус или этническая принадлежность, а самоотверженное служение Богу или мировой необходимости. Буддизм, христианство и ислам это служение понимают практически одинаково, как соблюдение заповедей. Последние также очень похожи: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не злословь и т.д. Все мировые религии целью соблюдения заповедей и служения Богу (в буддизме - мировой необходимости) признают бессмертие и вечное блаженство духовной субстанции индивида. Это восстановление утраченного сакрального единства человека и «высшей реальности», которое предстает смыслом человеческого существования.

В современном мире появилось много так называемых нетрадиционных религий, альтернативных религиозных течений, которые как раз и делают акцент на универсальность и внутреннее единство всех, в том числе и мировых, религий. Для них характерны синкретизм христианской идеологии с элементами буддизма и других восточных культов, проповедь универсального Космического разума и его единой религии, мистического пути освобождения.

Наиболее известные и крупные нетрадиционные культы - «Общество сознания Кришны», Аум Синрике, Церковь Унификации, Сайентология, Свидетели Иеговы. «Религии XX в.», как правило, жестко организованы в «тоталитарные секты», имеют строгую иерархическую структуру во главе с харизматическим лидером, отличаются экстравагантностью культа. Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется техника психологического манипулирования, психотерапия. Организации религий «Нового века» действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом во многих странах мира.

 

2009-05-05 12:01:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678