Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Религиоведение

5. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

В современном мире существуют национальные и мировые религии. Главное их отличие - количество приверженцев и ареалы распространения.

Национальные религии - это те религии, последователи которых принадлежат преимущественно к одной национальности или одному государству. Национальные религии складываются по мере формирования наций и народностей, государств. В основе национальных религий, как правило, лежат древнейшие магические верования, которые постепенно уступают место этическим нормам и требованиям. В настоящее время магические формы религиозного сознания сохраняются у отдельных племен, уровень социального развития которых соответствует родовому строю.

5.1. Религии Индии и стран Дальнего Востока. Происхождение, постулаты, морально-этические нормы. Влияние на возникновение других религий

5.1.1. Индуизм

Индуизм - политеистическая религиозная система стран Востока и, прежде всего, Индии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн. человек.

Процесс культурного синтеза, в результате которого возникла богатая и разнообразная культура современной Индии, начался три тысячи лет назад. Основой, на которой сложилась эта культура, стала культура древних арьев (ариев), которая, в свою очередь, наложилась на культуру индийской цивилизации. Арьи - это индоевропейские народы, активно расселявшиеся из своей прародины (Причерноморье и Прикаспий) во II - первой половине I тыс. до н.э. Арьи расселялись в Иран (последователи зороастризма - тоже индоевропейцы), Грецию, Индию.

В Индию, как и в Иран, Грецию, Восточную Европу арьи принесли верования, сложившиеся еще на их прародине в III тыс. до н.э. Эти верования зафиксированы в Ведах и получили название ведической религии, близкой к магическим религиям других древних цивилизаций. Веды - древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшийся на протяжении многих веков (конец II - начало I тыс. до н.э.). Веды состоят из четырех сборников: Ригведа - собрание гимнов мифологического и космологического содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведических ритуалов; Атхарваведа - сборник магических заклинаний.

Религия арьев была политеистической. В Ведах упоминаются десятки и сотни богов. Две группы богов противостоят друг другу - асуры и дэвы. К числу асуров относятся Варуна (в некоторых текстах он - верховный бог), Митра - солнечный бог и Вишну, защитник людей. Большинство ведических богов ушло в прошлое, лишь немногие сохранились в памяти народа, а Вишну стал важнейшим религиозным персонажем индуизма.

В Ведах нет упоминаний о святилищах и храмах, изображениях богов, профессиональном жречестве. Эта была одна из «примитивных» родоплеменных религий.

Второй период в истории индийской религии - брахманский. Он приходит на смену ведическому в I тыс. до н.э., когда в долинах Инда и Ганга возникают деспотические государства и складывается основа кастового строя. Каст -четыре. Это сословия, причем только первые три - сословия ритуально полноценных людей, их называют дважды рожденными. Это – последователи истинной религии: брахманы (наследственное жречество), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы). Четвертая каста - шудры - слуги, бесправная каста рабов, в религиозном смысле наименее ценная.

Кастовая система теоретически основывается на понятии о божественном едином начале и двух тенденциях, присущих жизни: движение от единого к разнообразию совершается в круговороте рождений; рождение в человеческом мире всегда совершается в определенном кастовым строем месте и сам этот строй принадлежит к порождаемому Единым началом многообразию форм. Принадлежность к той или иной касте - не есть дело случая, это проявление неотвратимой необходимости, кармы. Карма - одно из основных понятий индуизма. Это общая сумма всех совершенных живым существом поступков и их последствий. Человеческое существование - это существование в касте. Каста - жизненное пространство, в котором существует индивид, другого - нет. Исключенный из своей касты человек оказывается вне закона. Каста определяет место человека в индийском обществе, его права, поведение, внешний облик. Смысл существования кастовых ограничений и разграничений - в поддержании, сохранении вечного порядка и, тем самым, служении ему. Человек, живущий в гармонии с мировым целым, имеет шанс вырваться из кармического круга и достичь нирваны, то есть такого состояния покоя, отсутствия желаний, абсолютной отрешенности от оков материального бытия, в котором личность угасает и из которого уже нет возврата к новому рождению. Индуизм учит, что множественность форм жизни, в том числе конкретной человеческой жизни со всеми ее страданиями и радостями, - иллюзия, обман, ибо есть одна Жизнь, одна Сущность и одна Цель -познать Вселенную в себе самом и себя во всем.

Вначале брахманизм был религией, в которой центральное место занимал обряд. Дальнейшее развитие брахманизма шло от обряда к знанию.

Складывается учение о карме, которое становится краеугольным камнем индуизма. Закон кармы - закон воздаяния и возмездия, своим поведением каждый предрешает свою судьбу в последующем воплощении. В брахманский период появляется религиозно-философская литература - Упанишады. В Упанишадах обосновывается вера в перевоплощение и учение о возмездии за совершенное.

Постепенно древняя брахманская религия жертвоприношения становится тем индуизмом, который с некоторыми изменениями существует и в наши дни. Основу этой религии составляет мысль о том, что мир - не случайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а упорядоченное целое. Всеобщий и вечный порядок, удерживающий Вселенную, называется дхарма. Дхарма - не символ Бога, она находится в самих вещах и явлениях. Она воплощает в себе некую безразличную закономерность Вселенной как единого целого. Если действие человека соответствует дхарме, то оно хорошее и ведет к порядку, если действие противоречит порядку, оно плохое и ведет по закону кармы к страданиям в этом и следующих перерождениях.

Те, кто следует дхарме, стремятся не к физическим наслаждениям, а ищут вечную жизнь, абсолютную реальность. Их цель - достичь нирваны - освобождения души от телесной оболочки и от перерождений. Совокупность средств, с помощью которых можно постичь реальность и достичь освобождения, - йога, духовная практика молитв, медитаций, дыхательных упражнений, помогающих сосредоточить все мысли на Едином, отрешиться от физического иллюзорного мира. Достичь нирваны - значит познать Единое, слиться с ним в состоянии транса, экстаза.

Если же человеку недоступен этот уровень познания и медитации, он должен просто следовать моральным и ритуальным предписаниям, строго соблюдать их. В таком случае он познает Единое в виде определенного бога, изображенного в храме, участвует в обрядах и праздниках. Это тоже путь индуизма.

Обрядность индуизма строится на концепции тримурти - индуистской троицы: Брахман - Шива - Вишну, разделивших между собой основные функции верховного бога - созидательную, разрушительную, охранительную. Культ Брахмана не имеет определяющего значения. Индуисты поклоняются преимущественно Шиве и Вишну, в зависимости от объекта поклонения они делятся на шиваистов и вишнуистов. В культе Шивы на первое место вышел созидательный момент - культ жизненной силы и мужского начала. На лбу Шивы - третий глаз, всевидящий и гневный.

Вишну - бог близкий людям, мягкий, охраняющий. Его отношения с женой Лакшми - олицетворение нежной самоотверженной любви. У Вишну - бесконечное множество земных воплощений, аватар. Наиболее любимые в Индии - Рама, герой древнего эпоса «Рамаяны», и Кришна, который в эпосе «Махабхарате» выступает как общеиндийское божество. Основы индуизма изложены в «Бхагавадгите», философском трактате, который не без основания называют новым заветом индуизма.

Многочисленные храмы обслуживают брахманы - жрецы индуизма. Авторитет брахмана в Индии беспрекословен. Из их числа выходили наиболее авторитетные религиозные учителя - гуру, обучающие мудрости индуизма.

В индуизме сохранились магические приемы, тантры, и сложился особый вид религиозной практики - тантризм. На основе тантр в индуизме возникли формулы - мантры - священные заклинания, которым приписывалась волшебная сила. Священные слова типа «Ом» и целые словосочетания, часто бессвязные, в индуизме превратились в заклинания, с помощью которых можно достичь желаемого или войти в состояние транса.

Само название индуизм, объединившее не имеющие единой церковной организации секты, направления, различные толкования религиозных положений, элементы первобытных верований и другие проявления разнообразной индийской религиозной культуры, появилось в VIII в., когда в Индии распространился ислам и индусами («хинду») стали называть тех, кто его не принял.

В настоящее время индуизм исповедует 83 % населения Индии, он распространен также в Непале, Шри Ланке, Бангладеш и других странах, где проживают выходцы из Индии.

5.1.2. Джайнизм

Джайнизм - другая религия Индии, гораздо менее распространенная. Создателем новой веры считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. на территории современного индийского штата Бихар. Джайнизм возник вместе с брахманизмом на основе той же ведической религии, поэтому у индуизма и джайнизма много общих черт.

До 30 лет Вардхамана вел жизнь мирянина, но затем, раздарив все свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12 лет подвижник и аскет достиг «высшего знания» и стал Джиной - «победителем» (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира («великий герой»), проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников и, наконец, достиг «конечного освобождения», нирваны. Джайны считают, что Махавира был одним из 24 великих учителей человечества, первый из которых жил еще в те времена, когда люди не умели читать, считать, готовить пищу. Именно первый великий учитель научил их всему этому и заложил основы будущей религии, которую проповедовал Махавира.

Однако религиозная джайнская литература относится к периоду более позднему, чем время жизни первых вероучителей. И первые датированные сведения о джайнах и первый вариант писаного канона появились в III в. До н.э. Сама же религиозно-философская система джайнизма сложилась в середине I тысячелетия до н.э. В этот период в Индии возникла потребность критического осмысления Вед и ведической религии (индуистские Упанишады - следствие того же процесса). На базе возникшего комплекса идей, реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-брахманийской традиции и складывалась религиозная система джайнизма.

Важнейшие тексты джайнского канона, включающего 45 сочинений, приписываются самому Махавире. Однако при попытке создания на основе текстов, изустно передававшихся после его смерти в нескольких поколениях, варианта писаного канона произошел раскол в джайнской общине на два направления. Этот канон получил признание шветамбаров («одетых в белое»). Последователи другой ориентации - дигамбаров («одетых пространством») - сохранили большую приверженность исходному джайнизму. Дигамбары считают, что древний истинный канон джайнизма утрачен; они имеют собственные священные тексты и отрицают ряд положений из канона шветамбаров. Однако по основным вопросам вероучения сохраняется согласие.

Стержень вероучения джайнизма, как и индуизма, - концепция кармы и нирваны. Основной акцент джайнизм делает на самосовершенствовании души. Богов в джайнизме нет. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Не признавая существования Бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Душа индивида как часть общей души может, совершенствуясь, достичь освобождения от закона кармы и вечного блаженства. Но достичь нирваны может лишь аскет, полностью отрешившийся от мира, а не мирянин. Поэтому в джайнизме огромное значение придается аскетической практике.

Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, любой вещи. Отсюда главный в джайнской этике принцип ахимсы - ненанесения вреда живым существам. Наиболее ревностные джайны пьют только процеженную воду, чтобы не проглотить случайно мелкое насекомое, ходят с повязкой на рту и подметают перед собой дорогу, чтобы не наступить на кого-нибудь. Джайны не едят рыбы и мяса и даже клубней, корней и плодов, содержащих много семян.

Джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, помогающих человеку достичь освобождения, т.е. в поисках «пути». Махавира определил этот путь как следование «трем драгоценностям»: «совершенному воззрению» (т.е. видению мира в соответствии с учением джайнизма), «совершенному знанию» (т.е. познанию учения о сущности и душе мира), «совершенному поведению» (т.е. преодолению желаний и соблюдению религиозных правил»).

Все члены джайнской общины (и монахи, и миряне, могущие в любой момент стать монахами) принимают пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благородным.

Джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны прибегают в ряде случаев к услугам брахманов. Кастовое деление в джайнской общине играет гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

Возникнув в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на юге и западе Индии, однако, с первых веков новой эры явно обозначился упадок джайнской общины. В настоящее время джайнская община составляет менее 1% населения Индии, хотя и играет заметную роль в экономической жизни страны, так как джайны традиционно активно занимаются финансовой и предпринимательской деятельностью.

5.1.3. Конфуцианство

Конфуцианство - скорее не религия, а этико-философское учение с элементами религии. Возникнув в Китае, оно вошло в религиозный комплекс не только Китая, но и Кореи, Японии и некоторых других стран.

Основатель конфуцианства - Кун-цзы (Конфуций) жил в 551-479 гг. до н.э. Он был хорошо знаком с первобытными верованиями китайцев: культом умерших предков, культом Земли и почитанием верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди; и многое из них заимствовал при разработке своего учения.

Культ Шан-ди впоследствии стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной безличной силой, законом и хранителем Земли и мироздания. Генетическая связь Китая с Небом по Конфуцию закодирована в самом названии страны – «Поднебесная» и в титуле ее правителя - «Сын Неба», сохранившемся до XX в.

Конфуций - в китайской традиции хранитель мудрости «золотого века» -жил в эпоху крупных социально-политических потрясений. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социальной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности.

Источник конфуцианства и его священная книга - «Луньюй» («Беседы и суждения») написана последователями Конфуция и считается записями его бесед с учениками. В «Луньюе» изложена концепция совершенного человека -мудреца, живущего в гармонии с Небом, дана программа совершенствования человека с целью достижения лада с Космосом. Благородный муж - идеал нравственности для всего общества. Ему присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Мудрец действует природосообразно, так как познал «золотую середину», порядок в чувствах, мыслях и действиях. Назначение мудреца - упорядочивать социум и охранять все живое, воспитывать народ в духе уважения существующих порядков, в духе соблюдения закона («жень»), ниспосланного Небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, церемонии, поступать согласно своему общественному положению - сына, отца, подданного, друга, брата, мужа. Место в социуме как проявление закона Неба ежедневно определяет жизнь праведного конфуцианца.

Воспитывая эти качества, мудрецы выстраивали иерархию в обществе. В контексте конфуцианской этики положение нижестоящего никогда не воспринималось как унизительное: предполагалось, что в ответ на послушание, смирение он получит отклик, его удовлетворяющий. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценностей. Устойчивость китайского социума и государства, питавшаяся жизнеспособностью китайской культуры, во многом была обязана ритуалу.

С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению обрядов и предписаний. Основное содержание культа конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички, перед которыми совершаются жертвоприношения.

Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372-289 до н.э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. Он видел достижение человеком гармонии с Небом в достижении гармонии в государстве между правителем и подданными.

На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаруживаются новые тенденции: к ритуалу прибавляется институт закона; ритуал можно применять по отношению к просвещенным верхам общества, народом же нужно управлять с помощью закона и наказания.

Во II в. до н.э. конфуцианец Дун Чжуншу придал конфуцианству характер государственной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах мироздания - «инь» (женское начало, ассоциировавшееся с Луной, темное и слабое) и «ян» (сильное, солнечное, мужское, активное начало), сложившееся еще до конфуцианства и зафиксированное в «Книге перемен» - пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, почва, огонь) составляющих все сущее, в единую систему. Эта система теперь охватывала весь универсум и давала космологическую интерпретацию конфуцианской концепции общественного устройства.

В Средние века в Китае конфуцианство переживает модификацию в связи с распространением буддизма. Была составлена новая редакция канонических текстов, перетолкованы древние классики. Это движение получило название «неоконфуцианства» или «чжусианства» по имени философа Чжу Си (1133-1200 гг.).

Культ обожествленного несколько ранее Конфуция повлек за собой все большее обожествление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершенством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля императора возводится в непреложный закон.

После 1949 г. и во время «культурной революции» учение Конфуция было полностью отброшено. Однако и настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.

5.1.4. Даосизм

Даосизм - еще одна китайская религия, точнее, религиозно-философское учение. Даосизм возник в IV - III вв. до н.э. на основе традиционных верований: всеобщего принципа - инь и ян, учения о пяти первоэлементах и гармонии всего сущего.

Даосизм в качестве классического канонического сочинения использовал трактат Лао-цзы (древн. назв. «Дао дэ цзин»). Главная категория даосизма -Дао - сущность и первопричина мира, источник его многообразия, «мать всех вещей», безличный закон природы. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, опять в него вернуться. Дао - не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия. Это также «естественный путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди, это гармония инь и ян и пяти первоэлементов. Постижение Дао недоступно для органов чувств. Дао познается только в созерцании, обычном занятии отшельника-даоса. Дао также проявляется в дэ (добродетели) и ритуале. Задача подвижника - познать Дао, встать на путь естественности, под которой имеется в виду гармония мира: слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает недеяние - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту.

Один из основателей даосизма Чжуан-цзы (ок.369-286 до н.э.) написал трактат, направленный против учения Конфуция. По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы, Человек-микрокосм, как и универсум-макрокосм, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой пневме.

Бессмертие достигается путем слияния с Дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательных и гимнастических упражнений, сексуальной гигиены, алхимии, магии.

В даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей - Шан-ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творцом мира Пань Гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляются вероучение и ритуал даосизма. Даосизм становится государственной религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоятельной интерпретацией теологических проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Среди последователей даосизма были суровые аскеты, а наряду с ними - люди, вовсе не считавшие отказ от жизненных благ условием достижения высшего блаженства.

Даосизм вошел составной частью в китайский комплекс «трех учений» наряду с конфуцианством и буддизмом; для него характерно сочетание элементов всех этих религиозных систем, бытовых суеверий, других мистических представлений.

Отшельники-даосы ведут уединенный образ жизни на природе, стремясь слиться с нею в гармонии. Достижению бессмертия предшествует достижение долголетия: правильное «питание духа» и «питание тела». Питание духа, т.е. знание и добродетели учитывают духи на небе, которые следят за соблюдением заповедей, долга и, исходя из этого, определяют срок жизни человека. Питание тела - соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов -питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика.

Даосизм, выйдя из народных верований, особенно в средние века был неразрывно связан со всеми аспектами быта и культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами небеса, уготованные для праведников. В средние века учение о бессмертии обернулось культом многодетности, богатства. Пантеон даосизма включил в иерархию божеств легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовалась восьмерка мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого материала в области химии, медицины - иглотерапии, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты траволечения, описание свойств металлов и минералов.

В наше время даосизм популярен в Китае, на Тайване и среди китайских эмигрантов. Активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, хироманты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих.

5.1.5. Синтоизм

Синтоизм - политеистическая религиозная система Японии. Термин «синто» (путь богов) появился в средневековье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сложный путь формирования системы синтоистских культов, в которую вошли божества племен, пришедших на японскую землю, и аборигенного населения.

Местные боги были потеснены, верховным божеством стала солнечная богиня Аматэрасу, создавшая японские острова и отправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало божественной императорской династии.

Первостепенное значение для древнего японца имели родовые божества - «удзигами». В функции удзигами входило охранение рода, покровительство жизни и разнообразной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое значение имели божества - повелители природных стихий: землетрясений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая гора, холм, лес, река, водопад имели своего ками - бога-охранителя, сила действия которого распространялась именно на этот район.

В культе богини Аматэрасу три божественные регалии - зеркало, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции богиня Солнца передала их богу Ниниги, отправляя его на землю с наставлением - освящать ими весь мир и править им. Возникла также приспособленная к жизненной практике трактовка религии, как символов важнейших добродетелей: зеркало - символ честности, яшмовые подвески - сострадания, меч - мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности императора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище в Исэ - Исэ дзингу (основано в конце VII в.). Это святилище Аматэрасу, где отправляется ее культ как верховного божества и божества-прародителя императорского дома, а через него и всех японцев.

Синтоизм складывался в раннефеодальную эпоху (VI-VII вв.). Этот процесс совпал с укоренением на японской почве буддизма, и после периода соперничества духовенство обеих религий выработало принцип мирного сосуществования, так называемый ребу-синто - «путь буддизма и синто», по которому боги синтоизма признаются воплощениями (в перерождениях) различных персонажей буддизма. В настоящее время более половины населения Японии формально исповедует обе религии, отправляя обряды жизненного цикла (благословение новорожденных, брак) в синтоистских храмах, а похоронно-поминальные обряды - в буддийских. В середине XIX в. синтоизм становится государственным культом. Он состоит из следующих слоев: династийный синтоизм, культ которого отправляется в императорской семье; тенноизм, обожествляющий императора; храмовый синтоизм с культом местных и общеяпонских богов; домашний синтоизм с культом не вошедших в государственную систему локальных божеств и духов, отправляющийся у природных объектов. С 1946 г. синтоизм отделен от государства, храмовый синтоизм организационно раздроблен между храмами и их ассоциациями.

У всех национальных религий Дальнего Востока много общих черт, прежде всего - это религии политеистические, не почитающие единого Бога-творца. В этом отношении к ним примыкает одна из трех мировых религий - буддизм. Две другие мировые религии строго монотеистичны и имеют своим истоком единственную монотеистическую религию Древнего мира - религию древних евреев, которая впоследствии развилась в религиозную систему иудаизма.

5.2. Иудаизм

Термин «иудаизм», обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. - ок. 977 г. до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал использоваться как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен; в более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских и, конечно, религиозных представлений, определяющий на протяжении вот уже четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

Иудаизм возник во II тысячелетии до н.э. на основе политических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания ими в XIII в. до н.э. Палестины впитал в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Культ Яхве, Бога племени Иуды, который почитался как Единый личный Бог, превратился в общегосударственный культ.

Уже на ранней стадии развития структура иудаизма приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности Вселенной и человеке; 2) концепцию богоизбранности народа Израиля (Израиль - имя, которое, по преданию, получил один из патриархов древних евреев - Иаков - от Бога в знак богоизбранности); 3) Священное Писание; 4) Свод религиозных законов; 5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений.

Священное Писание (священная книга) иудаизма известно в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят; Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается основателю иудаизма - пророку (пророк - человек, доводящий до сведения своего народа высшую истину) Моисею; Навиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнообразного религиозного жанра. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена в III-II вв. до н.э. Тогда же завершился древний период истории иудаизма. Второй период иудаизма длился до начала XIX в. и может быть определен как раввинско-талмудический. В этот период раввинами (законоучителями) на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в средневековом мире было завершено составление второго после Танаха (христианской Библии) по значению источника иудейского вероучения и священной книги - Талмуда (III-V вв. н.э.). Следующий этап развития иудаизма - от начала XIX в. до наших дней.

Центральная доктрина иудаизма - вера в Единого личного Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ, безграничен и является творцом всего сущего. Человек согласно иудаизму создан по образу и подобию Бога, его душа как подобие вечного Бога бессмертна. Верующий должен поддерживать связь с Богом через молитву, а Божья воля открывается человеку через Танах.

Согласно Танаху Бог последовательно открывал себя еврейскому народу (патриархам), который стал носителем истины, богоизбранным народом (ведь когда прочие народы поклонялись множеству богов, еврейский народ поклонялся единому истинному Богу).

Человек, созданный Богом, находился в раю, где не знал смерти, страданий, недостатков, а только созерцал Бога. Отпав от Бога из-за выбора своей свободной воли, т.е. совершив грех, нарушение божественной воли, человек обрек сам себя на бесконечные страдания физического мира. Восстановить утраченный рай призван мессия, мистическая фигура, помазанник Божий, который придет к верным Богу, чтобы установить справедливый и угодный Богу порядок. Концепция мессии близка концепции Страшного суда, т.е. последнего Божьего суда перед установлением нового угодного Богу порядка на земле для праведных и наказанием для грешников.

Древнееврейские патриархи - Авраам, Исаак, Иаков, которым Бог открыл истину о себе, боролись с политеизмом, стремясь обратить народ своего рода в истинную веру. Племенной союз (завет) с Богом нашел свое выражение в десяти заповедях, дарованных согласно Танаху, пророку Моисею на Синайской горе. «Десять Заповедей» обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других Богов, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца и мать и др.).

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер (скиния), где размещался Ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном был возведен храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников и их помощников.

После захвата Иудеи войсками Навуходоносора в 586 г. до н.э. начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии, диаспора. Разрушенный храм впоследствии был восстановлен, но в 70 г. н.э. разрушен вновь. С тех пор евреи не имеют храма, совершая отправление культа в многочисленных молитвенных домах-синагогах, которые обслуживают священнослужители-раввины.

К V в. н.э. раввины завершили работу над Талмудом. В Талмуде нашли отражение новые религиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное воздаяние, воскресение мертвых. Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующего 613 предписаниями. В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается традиционной, ортодоксальной. Вскоре появляется модернистское направление иудаизма, стремящееся приспособить иудаизм к конкретно-историческим условиям. В XII-XIII вв. распространяется система религиозно-философских взглядов Каббалы (предания), которая отчасти породила мистическое течение в иудаизме - хасидизм, возникшее в XVIII в.

Третий период развития иудаизма, современный, характеризуется появлением реформаторского иудаизма, отбросившим многие обрядовые предписания. С начала XX в. приобретает влияние сионизм - политизированный иудаизм. В основе сионизма лежит идея возрождения еврейского государства (вскоре оно было образовано) и сосредоточения всех рассеянных по миру евреев на земле Бога - в Израиле.

В настоящее время иудаизм распространен среди евреев диаспоры и граждан Израиля. Хотя иудаизм в Израиле официально не признан государственной религией, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области. В десяти городах страны действуют 24 раввинатских суда.

 

2009-05-05 12:01:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8
Яндекс.Метрика