Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

Произведения переводной литературы со временем включались в общий литературный поток, где стиралась разница между своим и чужим. В процессе своего бытования переводная литература так же, как и оригинальная, многократно переписывалась, подвергалась многочисленным редакционным переработкам и становилась в конечном счете фактом самой древнерусской литературы. И несомненно, древнерусские книжники восприняли из византийско-славянской христианской словесности не только ее богатейшее содержание, но и художественную форму изложения, стиль. Высокая культура художественного слова в литературе Киевской Руси не в последнюю очередь была обязана синтезу византийской книжной традиции с поэтической славянской традицией фольклора и дружинной поэзией языческих времен.

Таким образом, существование высокоразвитых форм устного народного творчества, возникновение письменности и отсутствие двуязычия, введение христианства, приобщившие Русь к богатой византийско-славянской культуре, стали историческими предпосылками для возникновения оригинальной древнерусской литературы и ее стремительного расцвета в XI - XIII вв. В начале XI в. составляются первые летописи, а чуть позже появляется шедевр древнерусской ораторской прозы «Слово о Законе и Благодати» Иллариона.

2.1. Основные жанры (житие, летопись, поучение, воинская повесть)

Итак, в течение XI в. на Руси складываются основные литературные жанры и появляются первые оригинальные произведения. Жанровая система древнерусской литературы иерархична. К наиболее высоким жанрам принадлежит церковная литература - Евангелия, тексты Священного писания, творения отцов церкви; затем следуют жития, торжественные слова, поучения, хождения.

Светские исторические повести, предания и сказания в сознании древнерусского книжника были не столь «полезны», следовательно, представляли меньшую ценность по сравнению с жанрами церковной и поучительной литературы. Особое место среди светских жанров занимала летопись, включавшая в свой состав самые различные жанры - сказание, воинскую повесть, поучение и просто погодную документальную запись.

Жанр летописи - один из первых, важнейших жанров возникающей древнерусской литературы и, быть может, самый оригинальный из них. Византийским аналогом летописи являются хроники - сочинения, знакомящие читателя со всемирной историей в ее средневековом понимании - от библейского мифа о сотворении мира до правления византийских императоров. Летопись - не только жанр древнерусской словесности, она одновременно является памятником исторической мысли. Название «летопись» отражает форму повествования: оно ведется по годам, в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинается словами «в лето...» - т.е. «в год»). Подобной формы летописания не было ни в византийской, ни в южнославянской литературах. Летопись обязана своим происхождением не только византийским хроникам, но и устному народному творчеству языческих времен - слишком много в ней отголосков старинных преданий, сказок, легенд, пословиц и поговорок, заговоров и заклинаний. Из всех жанров древнерусской литературы текст летописи является наименее устойчивым. Летописи дошли до нас в составе многочисленных сводов: летописцы соединяли в текстах труды своих предшественников, давали им новую интерпретацию, свое истолкование исторических событий, а оно было далеко не беспристрастным и зависело от политической конъюнктуры времени.

Отсюда такое большое количество редакций и списков летописей, поэтому-то летописи и представляют собой своды весьма разнородных в жанровом и стилистическом отношении материалов. Однако летопись не является аморфным жанровым образованием. Сложные и противоречивые исторические события, сражения, явление природы - все это рассматривается летописцем под одним углом - с точки зрения вечности, как осуществление единой божьей воли. Сам хронологический принцип изложения материала в летописи создавал представление об истории как о непрерывной последовательности событий и позволял автору включать в свой труд разнообразный по характеру и жанровым особенностям материал. Благодаря этому в летописи сглаживались стилистические особенности различных жанров, вырабатывался некий усредненный стиль. Летописи недаром имеют первостепенное значение для исследователей истории древнерусского литературного языка.

Первые начальные своды русской летописи до нас не дошли. Известный русский ученый А.А. Шахматов предполагал, что они были составлены в 1039 г. в Киеве и в 1050 г. в Новгороде. Это только гипотеза. А реально дошедший до нас свод, который впоследствии включали почти все летописные своды XIV - XVII вв., относится к 1111-1118 г. и носит название «Повесть временных лет». По мнению большинства исследователей, он составлен иноком Киево-Печерского монастыря Нестором на основе не дошедших до нас начальных сводов XI в. «Повесть временных лет», как полагают ученые, существовала в трех редакциях, до нас дошли из них только вторая - в составе Лаврентьевской летописи (XIV в.) и третья - в составе Ипатьевской летописи (XV в.). В Лаврентьевской летописи труд Нестора озаглавлен так: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Нестор начинает свой рассказ с библейской легенды о всемирном потопе и о разделении земли между сыновьями Ноя, перечисляя земли, доставшиеся каждому из них. Этот рассказ наш летописец заимствовал из переводной византийской хроники Георгия Амартола. Разумеется, там не упоминалась Русская земля, но Нестор искусно ввел славянские народы в контекст мировой истории. Славяне и Русь утверждаются как равные среди равных народов, и история Руси включается в общемировой исторический поток. Такова высокая точка зрения древнерусского летописца. «Повесть временных лет» - это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о началах русской государственности и культуры.

Но «Повесть временных лет» - это не только памятник историографии, но и выдающийся литературный памятник, в котором простая информация о рождении и смерти князей, о солнечном затмении и т.д. сосуществует с развернутыми сюжетными рассказами. И здесь летописец на информирует читателя, а подробно повествует, рассказывает, рисует картины происходящих событий. Особое место в «Повести временных лет» занимают рассказы, восходящие к устным историческим преданиям. Это рассказы о первых князьях - о вещем Олеге, о походе Игоря к древлянам за данью, о жестокой мести за его смерть княгини Ольги, о храбром князе-язычнике Святославе, который сражался «аки барс» и предупреждал своих врагов: «иду на вы». Но чем ближе летописец к современности, тем конкретнее и жестче становится его рассказ. Лаконичное повествование сменяется подробным, диалогизированным - летописец хочет максимального приблизить читателя к описываемым событиям, заставить его задуматься над происходящим. Таков рассказ об ослеплении князя Василька Требовольского, ставшего жертвой княжеских междусобиц. Здесь летописец отступает от канона, от обычного бесстрастного эпического повествования - ему важно показать, что история хоть и предопределена свыше, но человек свободен в выборе своих поступков, свободен в выборе добра и зла.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика