История русской литературы. Ч. 1
«Валерик» наглядно показывает, во что превращается открытая автобиографичность и субъективная дневниковость ранней лермонтовской лирики. От рефлексии, направленной на анализ личных переживаний лирического героя, Лермонтов идет к глубоким философским обобщениям. Сама судьба лирического героя мыслится неотделимой от судьбы целого поколения «новой эпохи». Так, осуждая в своей «Думе» духовную апатию поколения, неспособного угадать свое высокое призвание, равнодушного к нравственным и гражданским запросам современности, автор снимает свойственное романтизму противопоставление толпы и исключительной личности. Только в первой строчке возникает авторское «Я» - «Печально я гляжу на наше поколения», но далее автор не противопоставляет себя «нашему поколению», а включает себя в него: «Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без цели и следа». «Дума» сочетает в себе жанр элегии, проникнутой глубоким трагизмом с обвинительной инвективой, в которой поэт осуждает свое поколение, отождествляя себя с ним (Плещеев, Некрасов, Блок).
Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу и высшему совершенству при остром осознании несовершенства мира и человека, более того, при осознании недостижимости этого идеала и высшей гармонии здесь, на земле, а не где-то «там», в романтическом идеальном мире - есть чисто лермонтовская трактовка основного конфликта романтизма - между идеалом и действительностью. Романтизм позднего Лермонтова утрачивает свой активный характер, лишается прежнего волевого напора, он приобретает более страдательный, «тоскующий» оттенок. Для лирического героя позднего Лермонтова гибельной становится не только прямая борьба с окружающим миром, но и прямое соприкосновение с ним. В стихотворениях позднего Лермонтова эта мысль часто выражается не прямо, непосредственно, а с помощью сложных символических образов - иносказаний. Символика подобных стихотворений неоднозначна, она мерцает загадочным светом, предполагает множество интерпретаций (таковы «Утес», «На Севере диком», «Три пальмы», «Морская царевна» или более ранняя «Русалка», где соприкосновение реального и фантастического миров несет гибель, взаимоуничтожение). В лермонтовском мире в отличие от пушкинского нет ни гармонии, ни примиренности с жизнью, но есть какая-то мучительная тоска по гармонии, по идеалу, осуществленному в действительности. Момент обретения гармонии с миром явственно звучит в таких стихотворениях Лермонтова, как «Когда волнуется желтеющая нива» или «Выхожу один я на дорогу».
Поэмы 1837-1840 гг.
К зрелым поэмам Лермонтова относятся «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839), «Демон» (1829-1839), а также реалистические поэмы «Тамбовская казначейша» (1837-1838), развивающая традиции пушкинских поэм «Граф Нулин» и «Домик Коломне». Поэмы «Сашка» (1838-1839) и «Сказка для детей» (1839-1840), слогом которой так восхищался Н.В. Гоголь, остались незаконченными.
Магистральная линия развития жанра поэмы в творчестве Лермонтова была связана с романтическим направлением. Замысел двух его поздних шедевров, поэм «Мцыри» и «Демон» уходила своими корнями в раннее творчество поэта. Поэма «Демон» писалась в течение 10 лет, за это время поэт создал 8 редакций ее. В 1838 г. поэма была разрешена цензурой, но Лермонтов так и не воспользовался этим разрешением; затем она была запрещена и расходилась в списках, которые являлись контаминацией трех последних редакций поэмы, созданных в 1838-1839 гг. Лермонтов, видимо, собирался еще работать над текстом, считая поэму незаконченной.
Образ Демона проходит через все творчество поэта, он многогранен, это образ-идеал, образ-символ, и в качестве символа неисчерпаем в своем содержании.
В поздних редакциях Демон - «царь познания и свободы», воплощение острой, бесстрашной мысли, безжалостно разрушающей все иллюзии человека. Как дух сомнения, Демон воплощает собой абсолютное отрицание мира, созданного Богом, т.е. злое, но глубоко позитивное начало. Зло, несомое Демоном в мир, выступает как ответ на несправедливость самого Творца, создавшего этот несовершенный мир. Демон - это квинтэссенция романтического сознания, не приемлющего мир и противопоставившего ему свою мятежную индивидуальность, свою абсолютную свободу воли. Подобным демоническим комплексом обладают многие романтические герои Лермонтова, от Измаиля-Бея до Арбенина и Печорина. Однако в поэме «Демон», как и впоследствии в романе «Герой нашего времени», подобная абсолютизация мятежного романтического сознания ставится под сомнение.
В основе поэмы лежит миф о падшем Ангеле, восставшем против Бога. К этому сюжету в 1-ой половине XIX в. обращались многие западноевропейские писатели; тема демона была популярна и в русской литературе 1820-1830 гг. (Баратынский, Полежаев, Пушкин). Лермонтов дает свою трактовку традиционного сюжета: его Демон пытается преодолеть свою абсолютную причастность к миру зла, обрекающую его на беспредельное, космическое одиночество. В облике Демона подчеркивается его промежуточность, неопределенность.
Он был похож на вечер ясный -
Ни день, ни ночь, ни тьма, ни свет.
Демон «сеял зло без наслаждения, / и зло наскучило ему». В основе сюжета лежит, таким образом, стремление духа отрицания и зла к добру, красоте и гармонии. Именно это стремление символизирует любовь Демона к Тамаре, а конечная катастрофа означает недостижимость его безумной мечты, о приобщении к добру, о преодолении одиночества, о единении с миром.
Проблематика поэмы «Мцыри» (1839) также связана с центральными темами лермонтовского творчества. Мцыри представляет собой другой тип романтического героя Лермонтова - это не разочарованный титанический герой-индивидуалист, это герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Поэма в основной своей части представляет монолог-исповедь Мцыри (характерная черта романтической поэмы). В исповеди Мцыри вместо традиционного покаяния в грехах звучит смелый вызов и утверждение внутренней правоты человека, готового за несколько минут активной героической жизни потерять рай и вечное блаженство. В основе поэмы лежит традиционный романтический сюжет - бегство из неволи в иную культурную среду. Однако специфика данного конфликта заключается в том, что побег Мцыри из монастыря не есть его приобщение к новому миру (как это было у пушкинского Алеко). Побег Мцыри - это возвращение в естественную для него среду обитания, из которой он был отторгнут, это возвращение на родину, возвращение в свой собственный дом, к самому себе. Мир природы символизирует в поэме Лермонтова тот искомый идеал, где исключительная личность, романтический герой, может обрести подлинную жизнь и свободу. Однако трагедия Мцыри заключается в том, что этот желанный для него мир воли и свободы отвергает его - Мцыри гибнет при одной только попытке соприкосновения с ним. Снова Лермонтов показывает полный крах романтического героя в его стремлении обрести подлинную гармонию с окружающей его действительностью. Здесь судьба Мцыри оказывается родственной с судьбой Демона. Однако, хотя Мцыри не удается найти путь в родную страну, «где люди вольны, как орлы», смысл поэмы в том, чтобы «прославить поиск, могущество воли, мужество мятежа и борьбы, к каким бы трагическим результатам они не вели» (Максимов Д. Поэзия Лермонтова. М, 1959. С. 298). Недаром Белинский нашел, что Мцыри - это «любимый идеал» поэта, это «отражение в поэзии тени его собственной личности». Критик особенно восхищался ритмической организацией стиха в поэме. Стих в поэме - 4-ех стопный ямб с мужскими окончаниями - «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимого силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |