Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Литературный процесс в России является органической частью мирового литературного процесса. Русская литература, насчитывающая в своем развитии десять с лишним веков, прошла через те же самые стадии, что и литература мировая (точнее - европейская). Как и в истории большинства европейских литератур, в истории русской литературы традиционно выделяются периоды древней (старой) и новой словесности. Древнерусская литература типологически принадлежит к средневековым европейским литературам, то есть ей свойственны те же самые стилевые и жанровые закономерности, что и другим литературам средневековья. Русская литература нового времени развивается в русле общеевропейского процесса, проходя через стадии классицизма, романтизма, реализма и вступая на рубеже веков (XIX - XX) в полосу общего мирового культурного кризиса.

В то же самое время русская литература - это феномен национальной культуры России, и национальное своеобразие культурного процесса определяет специфику эволюции русской литературы в целом.

О самобытности национальной культуры и литературы России впервые по-настоящему заговорили в конце XIX в., когда со всей отчетливостью стало ясно, какое эстетическое и нравственное богатство представляет собой русская классика XIX в.

«Положительно можно сказать, что почти никогда и ни в какой литературе, в такой краткий срок не являлось так много талантливых писателей, как у нас, итак сразу, без промежутка» (Ф.М. Достоевский).

«Культура у нас еще очень молода. Триста лет назад Англия имела уже Шекспира, Испания - Сервантеса, а немного позже Мольер смешил Францию своими комедиями. Наши же классики начинаются только с Пушкина; всего каких-нибудь сто лет. И смотрите, мы начинаем обгонять: Тургеневым, Достоевским, Толстым зачитывается весь мир» (А.П. Чехов).

В этих высказываниях примечательны два обстоятельства. И Ф.М. Достоевский, и А.П. Чехов, и многие другие деятели художественной культуры подчеркивают небывалый взлет, стремительность развития русской литературы. И оба в один голос утверждают, что эта литература «очень молода». А ведь речь идет о стране с тысячелетней историей и культурой, где классика стала закономерным итогом многовековой культурной деятельности, и для этого понадобилось согласное напряжение лучших духовных сил нации.

Конечно, А.П. Чехов и Ф.М. Достоевский говорили прежде всего о литературе нового времени (древнерусская литература была открыта по-настоящему только в XX в.). Наших классиков поражал ее стремительный взлет, напоминающий культурный взрыв, побудивший к жизни и просвещению огромную страну, полную надежд и великих возможностей. Но если мы обратимся к самому началу нашей словесности, к «золотому» времени Киевской Руси, то и здесь мы столкнемся с подобным же феноменом: внезапно, вдруг, словно на пустом месте появилась великая литература своего времени - эпические летописи, торжественное красноречие, вобравшее в себя красоту эллинского слова, не говоря уже о «Слове о полку Игореве». Что стояло за этим культурным взрывом - мы можем только догадываться. Несомненно одно: стремительность, концентрированность литературного процесса Руси-России является специфической чертой ее национальной культуры. Однако эта стремительность, это «вдруг» сочетается с противоположным явлением - замедленностью, неожиданным обрывом литературных традиций. Одним из первых о таких обрывах в истории русской культуры заговорил П.Я. Чаадаев в своем знаменитом «Философическом письме», отказав России вообще в праве находиться среди цивилизованных народов и государств. В начале XX в. о прерывистом и катастрофическом развитии России писал философ Н.А. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма». Его выводы в полной мере можно отнести и к историко-литературному процессу в России, которому в полной мере свойственна подобная прерывистость, неравномерность, когда стремительное, концентрированное развитие русской словесности сменяется длительным застоем, медленной эволюцией литературных форм, стилей, направлений, индивидуального творчества.

Причины подобной неравномерности связаны, конечно, с историей России, но не только с ней. Ибо литература как искусство художественного слова относительно автономна, но обладает своими законами, и историко-литературный процесс - это прежде всего изменение поэтики, изменение жанровой системы, смена методов и направлений. Но в то же время, рассматривая конкретное движение литературных форм, полностью игнорировать исторический фактор (общественный, социальный, политический) нельзя, иначе мы впадаем в другую крайность.

Итак, какие же периоды в истории русской литературы мы выделяем? Об одном, самом большом делении мы уже говорили - это литература средневекового (древнерусская) и литература нового времени. Это деление опирается не только на смену исторических эпох, но и на смену двух эстетических систем, здесь перед нами настоящая литературная революция. Древнерусская литература охватывает период с X по XVII вв., внутри нее есть свои градации, свои периоды. Но в целом литературный процесс в это время носит замедленный характер, что объясняется общими, типологическими чертами средневековых литератур. Нетрудно заметить, что по сравнению с большинством европейских стран средневековый период в истории русской литературы является очень длительным. О причинах такой «консервации» средневековья в истории и культуре России очень точно писал Пушкин. Он не только отметил, что татаро-монгольское нашествие положило конец стремительному развитию древнерусского государства, сделав нас «совершенно чуждыми христианскому миру», но и увидел в этом «великое предназначенье» России: «нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всех помех». В результате в отличие от большинства европейских стран Россия не знала эпохи Возрождения - а ведь именно с эпохой Возрождения в Европе формируется литература нового времени.

Начало русской литературы нового времени традиционно относят к XVIII в. (или к рубежу XVII-XVIII вв.), а XVIII в. открылся петровскими преобразованиями и решительным разрывом с культурными традициями старой Руси. Конечно, определенная преемственность в историческом, культурном и литературном развитии сохранялась, да и сам этот переход к литературе нового времени был подготовлен в недрах поздней средневековой культуры. Но так или иначе, а XVIII в. положил начало формированию принципиально новой, светской культурной традиции, и современная культура является непосредственной наследницей петровских реформ. XVIII в. в истории русской литературы долго считался ученическим, несамостоятельным по сравнению с западноевропейской культурой нового времени.

Действительно, история русской литературы XVIII в., особенно ее начального периода, дает основания для подобного вывода, да и литературная традиция в России XVIII в. не смогла создать такой же законченной, совершенной в своем роде эстетической системы, как предыдущая литературная традиция Древней Руси. И тем не менее XVIII в. - это век обретения русской литературой ее национальной самобытности, и не будь его - не было бы и блестящего расцвета русской классики XIX в. Литература XVIII в. училась у западноевропейской и догоняла ее стремительно; спресованность, ускоренность историко-литературного процесса того времени, несомненно, вызвана тем, что русская литература за один век стремилась наверстать то, что Европа прошла за 3-4 столетия. Недаром большинство исследователей утверждают, что в литературе XVIII в. (особенно ее раннего периода) и причудливо совместились элементы Ренессанса и барокко, рационализма и просветительства» (См. «История русской литературы»: в 4 т. Л., 1980. Т.1. С. 445). Традиции русского просветительства и отчасти классицизма органически вошли в русскую классику XIX в. XIX в. являет нам полный расцвет русской литературы - стремительный, насыщенный в своем развитии и кратковременный. В XIX в. русская литература приобретает мировое значение, и решающая роль здесь принадлежит, разумеется, А.С. Пушкину, потому что именно Пушкин в своем творчестве преодолел резкое отставание русской литературы от ведущих европейских литератур и вывел ее вперед.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435363738394041424344454647