Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Государственное регулирование экономики и кредитно-денежная политика. Ч. 1.

Принципы экономической политики государства

Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.

Обе эти формы тесно связаны друг с другом, однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться два-три столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.

Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные расходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор.

Но у государственных доходов и госсектора есть относительные границы роста - это границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности, социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев; границы прироста ВВП; интересы частного капитала в отношении расширения госсектора. Границы применения государственного экономического программирования зависят от финансовых возможностей государства в деле обеспечения частному капиталу достаточной прибыли в качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными программами.

Главная граница ГРЭ - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

В смешанной экономике, где макроэкономический регулятор соединяет преимущества частного и государственного регуляторов, государство при проведении своей экономической политики должно придерживаться следующих принципов:

1) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;

2) не конкурировать с бизнесом, а лишь помогать ему;

3) брать на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль частному капиталу;

4) смешанная экономика нужна лишь во имя укрепления капитализма.

Активное участие государства в экономической жизни предполагает широкий набор мер административного и экономического регулирования.

Правила выбора этих мер следующие:

определять те области хозяйственной деятельности, где наиболее эффективен прямой контроль государства;

учитывать, что администрирование наносит ущерб экономике лишь тогда, когда оно экономически не обоснованно;

заранее определять действенность и эффективность административных и экономических мер;

всегда учитывать пределы применения методов государственного регулирования - они не должны подавлять возможности саморегулирования конкурентного рынка;

научиться правильно прогнозировать последствия административных и экономических мер.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального, т.е. такого, который, принося положительный результат в одной сфере, не вызывал бы негативных эффектов в другой. Поэтому одним из принципов ГРЭ является постоянный контроль над этими эффектами и своевременное решение связанных с ними проблем.

Структура органов государственного управления

Органы государственного управления являются исполнителями экономических интересов (субъектами ГРЭ).

Структура органов государственного управления - законодательная власть (президент, парламент); исполнительная власть (министерства и ведомства); судебная власть (конституционный, верховный, арбитражный суды); институциональные структуры. Институциональные структуры государственного управления - банковская система, в первую очередь национальный центральный банк, кредитная и финансовая системы, налоговая и таможенная службы.

В государствах с федеративным устройством (США, Россия, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Мексика и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Количество министерств и структура правительств в разных странах различны, но наиболее оптимальным признано иметь не более 12-15 министерств. Обязательными среди них являются министерства финансов, обороны, внутренних дел, иностранных дел, остальные - в зависимости от особенностей конкретной страны.

Кроме этих традиционных форм, имеются новые регулирующие органы, не вписывающиеся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики и представляющие собой слияние субъектов государственной и частной экономической политики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом; чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами - выразителями экономических интересов.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности они решающим образом воздействуют на ГЭП. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др. Их рекомендации не имеют силы правительственного постановления, но с большой вероятностью в дальнейшем принимают форму правительственных актов по регулированию той или иной сферы экономики, поскольку от этого будет зависеть занятость, доходы в бюджеты разных уровней, настроение избирателей. Рекомендации таких органов учитываются в той мере, в какой они не противоречат другим целям ГРЭ.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.

 

2011-06-13 09:00:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122