Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Элементы мирового бизнеса. Формирование и развитие Европейского сообщества

4.3. Программа Тасис

Тасис - это программа, разработанная Европейским Союзом для новых независимых государств (бывших республик Советского Союза за исключением стран Балтии), для развития прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. В 1994 г. еще одной страной-партнером Тасис стала Монголия.

Цель программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании. Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для оказания поддержки процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

Основная задача программы Тасис - способствовать продвижению Новых Независимых Государств к рыночной экономике и демократическому обществу, содействуя таким образом созданию в них благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Программа Тасис начала действовать в 1991 г. с бюджетом в размере 400 млн ЭКЮ. Одновременно был разработан индикативный план, который определил пять приоритетных направлений, требовавших незамедлительного содействия со стороны ЕС. В настоящее время в этих секторах уже осуществляется целый ряд проектов, содействующих экономическому развитию стран-партнеров. Проекты готовятся и реализуются как инструмент совместных усилий обеих сторон.

Тасис - крупнейшая в мире программа такого рода. Ассигнования из ее фондов составляют от 400 до 500 млн ЭКЮ в год. В тесном взаимодействии со странами-партнерами Тасис определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет Тасис осуществлять свое финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны.

Данной группе стран Европейский Союз оказывает, помимо программы Тасис, другие виды содействия: кредиты для стабилизации экономики, а также кредиты общей суммой в 1,25 млрд ЭКЮ для закупки продовольствия и медикаментов. В рамках программы гуманитарной помощи «ЭХО» (ЕСНО) зимой 1994/95 гг. были организованы поставки продовольствия на Кавказ, в Таджикистан, Кыргызстан и Молдову стоимостью в 200 млн ЭКЮ. Вместе с тем Европейский Союз в отношениях с новыми независимыми государствами намерен сместить акценты с продовольственной помощи на коммерческие операции, поскольку это позволит восстановить товарные потоки и укрепить рыночный механизм.

Перед новыми независимыми государствами стоят сложнейшие проблемы - начиная с неэффективности государственной экономики и потери традиционных торговых партнеров и кончая безудержной инфляцией и обнищанием населения. Эти страны крайне нуждаются в поддержке, поскольку им предстоит преодолеть трудности первых лет переходного периода и создать прочную основу для дальнейшего самостоятельного развития экономики, избежав при этом крупных социальных потрясений. Дополнительные трудности возникают в новых независимых государствах в связи с недостатком хозяйственных структур и опыта, необходимых для освоения иностранного содействия. Создание в этих странах рыночной экономики невозможно и без активного участия местного предпринимательства, особенно частного.

Приоритетными областями, финансируемыми Тасис, являются (см. рисунок): реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора; создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания; развитие инфраструктур энергетики, транспорта и связи; обеспечение ядерной безопасности; охрана окружающей среды; реформы системы государственного управления, социальной защиты и образования. Каждая страна выбирает приоритетные сектора, исходя из своих потребностей. Тасис передает ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать западный опыт с профессиональными навыками и знаниями на местах. Ноу-хау передается в форме оказания консультативного содействия.

Руководящий комитет Тасис, состоящий из представителей государств-членов ЕС, дает оценку каждой программе действий прежде, чем она будет официально одобрена Комиссией и каждой страной-партнером. Средства программы распределяются между странами-получателями в соответствии с такими критериями, как размер ВВП, численность населения, достигнутый уровень реформ и способность этих стран извлечь пользу из предоставляемой помощи.


Распределение фонда программы

Распределение фонда программы


В октябре 1992 г. Совет министров поручил Комиссии ЕС начать переговоры с новыми независимыми государствами о заключении с ними соглашений нового типа. Эти новые соглашения о партнерстве и сотрудничестве должны придти на смену Соглашению о торговле и сотрудничестве между Европейским Сообществом и бывшим СССР, вступившему в силу 1 апреля 1990 г. Данное соглашение сняло ограничительные квоты практически по всем статьям импорта из бывшего Советского Союза за исключением некоторых «чувствительных» товаров. Соглашением устанавливается, что товары должны продаваться по ценам, ориентированным на рыночные, в нем также содержится защитная оговорка на случай, если экспорт товаров из СССР будет дестабилизировать рынки ЕС. Практически все новые независимые государства согласились с тем, чтобы положения данного соглашения оставались в силе вплоть до его замены соглашениями о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и каждым отдельным государством.

9 декабря 1993 г. Российская Федерация и Европейский Союз подписали совместную политическую декларацию о партнерстве и сотрудничестве. Новые соглашения будут заключаться сроком на 10 лет с автоматическим продлением, если к концу этого периода ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить действие соглашения [8].

 

2011-05-26 09:00:22 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789