Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Элементы мирового бизнеса. Формирование и развитие Европейского сообщества

4.2. Экономика России в современной Европе

Объявленный суверенитет и провозглашенная независимость новой России после развала СССР ознаменовали выход на мировую арену нового субъекта не только политических, но и экономических отношений.

Еще совсем недавно Советский Союз по размерам ВВП первенствовал в Европе, превосходя Западную Германию. В 1990 г. его доля в совокупном ВВП Европы составляла 20,3%; Западной Германии - 14,4%; Франции - 12,3%; Италии - 11,5%; Великобритании - 11,4%. Однако с тех пор Западная Германия объединилась с ГДР, а Советский Союз распался. К тому же ВВП объединенной Германии за 1990 - 1997 гг. возрос на 14%, а у России снизился более чем на 40%. В результате ВВП России в 1997 г. оказался намного меньше ВВП Германии и занял место позади главных западноевропейских стран [10].

Однако было бы недальновидно и неправильно недооценивать гигантский потенциал России, которая по мере развертывания рыночных реформ будет играть всевозрастающую роль в Европе.

После длительной стагнации общественного производства в России с 1990 г. начался крупномасштабный спад, связанный прежде всего с исчерпанием возможностей старой планово-распределительной системы, развалом СССР, повлекшим за собой распад всех экономических связей между бывшими союзными республиками. Кроме того, огромное влияние на падение объемов производства оказало резкое сокращение в 1992 г. военных расходов (почти на 70%). Это беспрецедентное политическое решение, вызвавшее одобрение во всем мире, оказалось для сверхмилитаризованной экономики весьма сильнодействующим негативным фактором. Экономический кризис начался еще до проведения реальных экономических реформ, развернувшихся только в 1992 г. Поначалу они резко усилили спад производства и жизненного уровня населения. Определенную роль в этом сыграли допущенные правительством ошибки. Приведенные ниже данные (табл. 4) позволяют заключить, что Россия по своему ВВП в первый год своего существования занимала достаточно скромное место в Европе, но это было ее реальное место, не раздуваемое никакими идеологиями и амбициями и не преуменьшаемое в силу естественной реакции на былое искусственное преувеличение. По этому показателю наша страна занимала в 1992 г. пятое место в Европе.


Таблица 4

Доля европейских стран в совокупном ВВП Европы в 1992 г.

(по данным МВФ)

Регион, страна

%

Страна

%

Европа

Западная Европа

ЕЭС

Восточная Европа

Россия

Украина

Германия

Франция

Италия

Великобритания

100,0

80,9

73,2

5,7

9,6

2,6

18,4

13,8

12,8

12,1

Испания

Нидерланды

Бельгия

Швеция

Швейцария

Австрия

Дания

Португалия

Финляндия

Норвегия

6,4

3,3

2,3

1,9

1,9

1,8

1,2

1,2

1,0

0,9


При этом вследствие падения производства в России ее удельный вес в Европе в последующие годы понижался.

Ситуацию в экономике России в 1997 г. было принято определять как стабилизировавшуюся. Прекратилось падение производства, появились симптомы реального роста производства на новой рыночной основе. Уже не было влияния распада старой системы, увеличилось влияние таких рыночных факторов, как платежеспособный спрос, финансовое положение предприятий, ограничения ресурсной базы. Улучшилась, хотя и не стабилизировалась политическая ситуация в стране, удалось победить инфляцию и создать условия для роста инвестиций. Однако 17 августа 1998 г. обнаружилось, что все эти достижения в значительной мере носили эфемерный характер, ибо опирались на искусственное сокращение денежной массы, связанное с массовыми неплатежами и спекулятивной игрой на рынке ценных бумаг: страна объявила дефолт, т. е. отказалась платить по своим обязательствам, что вызвало девальвацию рубля и падение его курса по отношению к доллару.

В конце 1997 г. в России были опубликованы новые данные (табл. 5) о соотношении ВВП России и других стран. Они говорят о том, что по объему произведенного ВВП Россия занимает пятое место в Европе и уступает четырем странам, а в их числе - Германия, Франция, Великобритания, Италия.

 

Таблица 5

Соотношение ВВП России и стран Европы к ВВП США в 1996 г.

Страна

%

Германия

Франция

Великобритания

Италия

Россия

Испания

23,3

17,0

15,8

15,7

8,6

8,1


Будущее России, раскрытие ее огромного экономического и научно-технического потенциала в решающей степени зависит от успешного проведения экономических реформ. Несмотря на непоследовательность и противоречивость реализации государственной программы экономических реформ в России, эти реформы были абсолютно необходимы, а их болезненные последствия неизбежны. Прорыв к рынку, особенно в условиях страны, где в течение семи десятилетий частная собственность и рыночные отношения старательно изгонялись, а нормальный менталитет общества по отношению к рынку и конкуренции разрушен, был невозможен без издержек, сколько бы ни раздавалось критики по этому вопросу. Но если бы этот прорыв не был сделан, потери общества были бы намного больше.

В своей политике экономических реформ Россия проводит в целом монетаристский курс, она (в лице парламента, Министерства экономики и Центрального банка) также допускала чрезмерное кредитование экономики, не ввела в практику процедуру банкротства, не проявила достаточной политической воли и государственной поддержки реформ, что тормозило реализацию ранее принятой программы реформ, т. е. была непоследовательной [5].

В некоторых отношениях, однако, политика российского правительства была даже радикальнее, чем в Польше. Так, у нас были либерализованы не только цены, но и доходы, более активно проводилась приватизация. Но по большинству направлений реформы правительства Е. Гайдара и особенно В. Черномырдина отставали от реформ, проводимых в Польше, поэтому в целом продвинутость реформы в России оказалась значительно меньше, чем в этой стране, а спад производства и разгул инфляции - намного больше. Проиграла Россия и соревнование с Польшей в разработке законодательной базы для реформы. Польское правительство подготовило пакет основополагающих законов до начала реформы, и сейм принял их одновременно с назначением правительства. Команда Гайдара бросилась к либерализации цен и по ходу реформы, будучи захлестнута текучкой, стала разрабатывать проекты законов. Со временем бывший Верховный Совет вошел в острую конфронтацию с правительством и стал использовать законотворческий процесс сначала в качестве орудия политической борьбы, а потом и как механизм торможения экономических реформ. Эта традиция перешла в Государственную Думу.

Цена, заплаченная за реформы во всех посткоммунистических странах, огромна. Но, во-первых, она была бы неизмеримо большей, если бы реформы не проводились и оставался бы старый, тоталитарный режим, и, во-вторых, по спаду производства Россия среди реформируемых стран не стоит на первом месте. Однако по остроте политической борьбы и противостояния позиций в парламенте Россия претендует чуть ли не на первое место.

Жизнь показала, что главная опасность для России таится не в спаде производства и даже не в инфляции, а в отсутствии сильной политической власти, в неприкрытой борьбе оппозиции за власть, где аргументы из экономической области часто используются в личных и реваншистских целях.

Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические связи были либерализированы. В соответствии с указом участие во внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Это означало фактическую ликвидацию государственной монополии внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее аспекты, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно-импортных объединений. На смену им пришли, хотя и не сразу, общепринятые в мировой практике инструменты регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика. Конечно, остались и контролируемые государством экспорт и импорт для централизованных нужд. Однако преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор. Под непосредственным контролем государства, например в 1992 г., осуществлялось лишь 25% экспорта и 35% импорта.

Созданию простора для действия рыночных сил во внешнеэкономической сфере содействовали также другие мероприятия рыночной реформы в

России: либерализация внутренних цен и начавшееся сближение их уровня и структуры с мировыми ценами; приватизация государственной и муниципальной собственности; введение с лета 1992 г. внутренней обратимости рубля; открытие экономики для иностранного частного капитала. Все эти кардинальные сдвиги, однако, не смогли предотвратить неблагоприятные тенденции в фактическом развитии внешнеэкономических связей [17].

Правда, приведенные данные не совсем надежны. За короткий срок Россия сумела создать собственную таможенную службу, наладить учет по новой, общепринятой в мире таможенной номенклатуре, внедрить электронную обработку данных. Но многое здесь еще находится в стадии становления, имеются большие пробелы в учете внешнеторговых операций, особенно в области импорта, осуществляемых физическими лицами для коммерческих целей («челноки»). Но и с этими оговорками очевидно, что внешнеторговый оборот сократился в 1993 г. по сравнению с 1990 г. более чем в 2 раза (табл. 6). В 1992-1993 гг. положение усугубилось отсутствием достаточно строгого контроля за репатриацией экспортерами валютной выручки в страну, предоставлением многочисленных валютных льгот отдельным предприятиям-экспортерам и регионам, большим удельным весом бартерных операций (около 40% товарооборота), пассивом во внешней торговле услугами, расширением авуаров российских банков за рубежом, массовым бегством капитала (по различным оценкам от 4 до 10 млрд долл. в год).

Таблица 6

Внешняя торговля России (млрд долл.)

 

Год

Показатель

Оборот

Экспорт

Импорт

Баланс

1990

1991

1992

1993

1994

152,9

95,4

75,0

71,3

76,2

71,1

50,9

40,0

44,3

48,0

81,8

44,5

35,0

26,8

28,2

-10,7

6,4

5,0

17,5

19,8


Но одновременно на динамику импорта со все большей силой стали влиять и внутренние факторы. Резкое падение внутренних капиталовложений повлекло за собой еще более значительное снижение импорта машин и оборудования. Либерализация внутренних цен привела в большее соответствие спрос и предложение на зерно, масло, мясо и позволила резко сократить их импорт, особенно зерна, обременявшего платежный баланс СССР и России с середины 60-х гг. В результате импорт сократился в 1993 г. по сравнению с 1990 г. больше, чем экспорт. Внушительно вырос актив торгового баланса. Несколько пополнились золотовалютные запасы [17].

В ходе реформы в России начали осуществляться меры, призванные содействовать развитию экспортного потенциала и экспорта, ограничению бегства капитала, обеспечению более полного возврата в страну экспортной выручки. Ужесточены валютный и таможенный контроль и контроль за возвратом экспортных доходов. Выделены большие кредиты для увеличения добычи нефти. Активизированы мероприятия для восстановления экспорта вооружений. Ускоряется конверсия военных предприятий, и им придается экспортный уклон. Создаются банки для финансирования экспорта машин и оборудования и страхования экспортных кредитов.

В соответствии с оценкой МВЭС отмеченные меры позволят увеличить экспорт машин и оборудования к 2000 г. до 15 млрд долл., или в 4,2 раза по сравнению с 1992 г. Но реализация этой весьма оптимистической цифры по существу означала бы лишь практическое восстановление и небольшое превышение (на 12%) уровня 1990 г. (табл. 7).

 

Таблица 7

Экспорт некоторых товаров из России

Товар

1990 г.

1992 г.

1993 г.

2000 г.

Нефть сырая, млн т

Газ природный, млрд м3

Нефтепродукты, млн т

Круглый лес, млн м3

Пиломатериалы, млн м3

Чугун, млн т

Прокат черных металлов, млн т

Алюминий необработанный, млн т

Машины и оборудование, млрд долл.

99,0

96,5

28,9

18,9

6,7

4,5

5,7

0,7

12,5

66,2

87,9

25,2

9,9

3,0

1,7

1,6

1,0

3,6

79,9

95,9

34,5

11,0

3,0

2,2

0,0

1,8

2,8

128,0

150,0

40,0

21,0

9,0

5,0

6,0

2,0

15,0


Поскольку машины и оборудование в 1990 г. составляли менее 1/5 вывоза, возможная цель восстановления всего российского экспорта к 2000 г. в стоимостном выражении до уровня экспорта 1990 г. (с небольшим превышением, как и по машинам и оборудованию) потребовала бы значительного увеличения поставок за рубеж и всех других традиционных экспортных товаров. В частности, при уровне экспортных цен, который существовал в 1992 г., потребовалось бы увеличить к 2000 г. по сравнению с 1992 г. экспорт нефти в 2 раза, круглого леса - более чем в 2 раза, пиломатериалов - в 3, чугуна - в 3, проката черных металлов - почти в 4 раза. Это весьма трудная задача.

Правда, уже и в настоящее время есть несколько товаров, по которым уровень экспорта 1990 г. или фактически достигнут (природный газ - по количеству) или даже заметно превышен (нефтепродукты - по количеству, алюминий - по количеству и стоимости). Более того, можно ожидать во второй половине 90-х гг. увеличения экспорта, например, природного газа, еще примерно на 50-60% в результате высокого внешнего спроса, наличия резервов и строительства нового мощного экспортного газопровода. В то же время по алюминию в 1994 г. основные продуценты мира договорились об ограничении производства. Это соответственно затруднит и дальнейший рост экспорта.

Однако и в самом благоприятном случае для того, чтобы восстановить уровень импорта 1990 г., что крайне необходимо для обеспечения нормального снабжения населения и промышленности традиционными импортными товарами, потребовалось бы привлечь значительные заемные средства, поскольку в 1990 г. Россия имела пассивный торговый баланс (в размере 10 млрд долл.). Если же ей удастся преодолеть падение производства, и начнется экономический рост, потребности в импорте могут оказаться еще более значительными.

Все это будет требовать от России уделения первостепенного внимания проблемам создания современной экспортной базы и всемерного поощрения экспорта. В частности, в 1995 г. принята долгосрочная Федеральная программа развития экспорта. Будет необходим и последовательный курс на привлечение иностранного капитала в форме прямых частных инвестиций и крупных заемных средств, получения технической помощи прежде всего от стран Запада как основных промышленных, торговых и финансовых центров мира. Вместе с тем потребуются настойчивые усилия, которые обеспечили бы для российской продукции доступ на мировой рынок на общепринятых в мировой торговле условиях, без какой-либо дискриминации, позволили бы России участвовать в международном экономическом сотрудничестве в современных формах, дали бы ей возможность занять место равноправного участника в международных экономических отношениях. В значительной мере эти задачи предстоит решать в отношениях со странами Европы - традиционно главными партнерами бывшего Советского Союза и основными нынешними партнерами России.

У бывшего Советского Союза основными партнерами в Европе (около 2/3 оборота торговли с регионом) являлись европейские страны - члены СЭВ, или страны Восточной Европы: ГДР - крупнейший контрагент (около 10% всего советского внешнеторгового оборота), Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Румыния. Вхождение ГДР в состав ФРГ, мирные революции в остальных странах группы, переориентация их торговой политики на всемерное развитие торговли с Западом, ликвидация СЭВ (1991 г.), падение российских экспортных возможностей, ряд других причин повлекли за собой резкое сокращение их торговли с Россией. Падение торговли с Восточной Европой явилось одним из главных факторов общего сокращения российской внешней торговли. Уменьшилась и доля восточноевропейских стран в российских внешнеэкономических связях. В то же время страны Западной Европы превратились в основных контрагентов России на европейском континенте (на них после начала реформ приходилось 3/4 российского товарооборота с европейскими государствами) [4].

В Западной Европе основными партнерами России являются страны ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Дания, Ирландия, Испания, Греция, Португалия). Около 2/5 торговли с этой группой государств приходится на Германию, крупнейшего партнера России. Около 1/6 товарооборота России в Европе (табл. 8) осуществляется со странами ЕАСТ (Финляндия, Австрия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). На 6 восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния) падает несколько более 1/5 товарооборота с регионом.

Таблица 8

Внешняя торговля России с европейскими странами

Регион, страна

млрд долл. / %

% от всего товарооборота

 

 

1992 г

1993 г.

1992 г.

1993 г.

Европа

ЕС

ЕАСТ

Восточная Европа

51.8 / 100,0

30,4 / 58,7

7,6 / 14,7

11.9 / 23,0

43,6 / 100,0 25,3 / 58,7

7,6 / 17,4

9,4 / 21,6

68,2

40,0

10,0

15,7

62,3

36,1

10,9

13,4


Рыночные реформы в восточноевропейских странах положили конец расколу Европы на страны с различными системами хозяйства. Произошла также резкая переориентация внешнеэкономических связей этой группы государств. Их главными партнерами вместо бывшего СССР и других стран СЭВ стали страны Запада, прежде всего государства Западной Европы.

 

2011-05-26 09:00:22 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789